Таким образом, у нас еще никого не наказывали. Хотя в прошлом году Государственная инспекция труда пыталась ввести в практику соответствующую статью нового Административного кодекса. Инспекция обращалась в суд с заявлениями по пяти работодателям. Но в итоге дисквалифицирован был только знаменский лесопереработчик Владимир Гришмановский.
Принимать решения и распоряжаться на своем предприятии, пока не кончится срок наказания, ему отныне строго запрещено. Но собственником Владимир Ильич остается по-прежнему. И права получать доходы со своей собственности его тоже никто не лишал. А доходы, думается, предприятие приносит немалые. Фирменные бревенчатые дома, которые разбираются и собираются подобно конструктору, пользуются хорошим спросом. В трех районах — Большереченском, Знаменском и Полтавском предприниматель поставляет их под губернаторскую жилищную программу. Бюджету одноэтажная небольшая изба без коммуникаций обходится в триста тысяч. Но, видимо, сотрудничеством областное Агентство жилищного строительства вполне довольно. В прошлом году здесь даже простили предпринимателю небольшие накладки в работе. Он не представил своевременно смету по строительству домов в Большеречье, задержал отчет об использовании полученных денег. Но по уважительной причине: находился на Чукотке, где строил церковь.
Кстати, реализация чукотских проектов Гришмановского продолжается по сей день. Рассчитывает он в новом году и на дальнейшее сотрудничество с агентством. А на удар по репутации Владимир Ильич реагирует спокойно. Говорит — что поделаешь, закон есть закон.
По новому Административному кодексу дисквалификация от года до трех лет грозит работодателям и должностным лицам, которые ранее уже привлекались к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и законодательства по охране труда, но вновь попались на аналогичных деяниях.
На бумаге всё просто. В жизни оказалось сложнее. Не случайно материалы других претендентов на дисквалификацию судьи вернули госинспекции по труду, сочтя нарушения, допущенные работодателями, малозначительными.
Гришмановский же оказался в худшей ситуации. На его производстве произошло два несчастных случая подряд. Вначале обгорел сварщик. Как выяснилось, необученный мужчина работал без индивидуальных средств защиты. Едва предприниматель успел заплатить за него штраф — около двух тысяч рублей, как снова грянула беда. На сей раз рабочего раздавило насмерть. В свое свободное время он явился на предприятие вдрызг пьяным. Территория практически не контролировалась, и доступ к опасному оборудованию был свободным. В итоге горе-гуляка самовольно включил козловой кран, поехал на нем кататься и тут же свалился…
Этих происшествий уже было достаточно, чтобы Знаменский районный суд принял решение о дисквалификации. Однако список претензий государственных инспекторов по труду к господину Гришмановскому ими отнюдь не исчерпывается. Предпринимателя в свое время штрафовали за отсутствие трудовых договоров с рабочими, за несоблюдение установленной в стране «минималки». Грешил он и тем, что использовал с нарушением закона труд несовершеннолетних. К примеру, в инспекции рассказывают, как однажды группа мальчишек разбирала кирпичную стену. Точнее, не разбирала, а неумело и бестолково лупила по ней молотками. Отлетевший осколок сильно повредил глаз одному из подростков.
Но в настоящее время, как сам предприниматель заявил вашему корреспонденту, в отношении несовершеннолетних на предприятии наведен порядок. Они привлекаются в минимальном количестве и по договору со службой занятости. Ужесточилось и отношение к пьянству. Хотя за всеми рабочими, а их более сотни, уследить трудно. Впрочем, в данный момент это забота не Гришмановского, а его бывшего зама, коему предприниматель официально! передал бразды правления. Сам же он, по его словам, теперь «тюкает топором». Наверное, шутка. А серьезно — если судебные приставы установят, что Гришмановский остался пусть и негласным, но начальником, это повлечет за собой уже уголовную ответственность. Впрочем, попробуй докажи, кто в фирме реально командует. Но в любом случае создан прецедент. Гришмановский стал первым, но явно не последним. В госинспекции по труду говорят, что рано или поздно дисквалификация руководителей войдет в повседневную практику. А значит, у работников появится еще один механизм воздействия на нерадивых работодателей.