Турникет — самое узкое место на железнодорожном вокзале. Перед отправкой пригородных поездов вокруг него, как правило, наблюдаются большие и шумные скопления пассажиров. По одному их пропускают через турникет в туннель, ведущий на платформы. Когда до отхода поезда мало времени, естественно, люди нервничают. Возникают конфликты, особенно в те моменты, когда контролеры останавливают безбилетников. Для уменьшения их числа, кстати, и было придумано это нововведение.
Нелепость его сразу бросалась в глаза: ведь на платформы, где стоят электрички, можно запросто подойти с любой стороны. Например, через виадук. На это обратил внимание известный нашим читателям правозащитник Валентин Николаевич Кузнецов. А также на то, что нарушаются права многих граждан. Например, провожающих, которых не пускают к платформе. Или тех, кому нужно взять посылку, либо, наоборот, передать. Турникет также лишает возможности многих граждан, живущих в домах, что стоят вблизи железной дороги, добираться до них кратчайшим путем. В общем, проку от него меньше, чем удобств.
Валентин Николаевич усомнился в правомерности установки турникета. И не зря. Ленинский райсуд, рассмотрев 23 декабря прошлого года заявление Кузнецова, вынес частное определение — о «недопустимости ограничения свободного прохода граждан через турникеты, установленные на железнодорожном вокзале». Электричками и продажей билетов в них ведает ОАО «Омскпригород». Предписал ему суд в месячный срок устранить данное нарушение и доложить о принятых мерах.
Мы не знаем, что оно доложило, но турникет на вокзале стоит. Побывав там вчера, ваш корреспондент обнаружил картину знакомую: до отправки — 10 минут, очередь продвигается медленно, люди бурно выражают эмоции. «Да, психует народ», — сказала мне контролер. Согласилась с тем, что от турникета толку мало, неприятностей — много. Но что делать, говорит, мы люди маленькие…