ПАХНЕТ ЛИ РУССКИМ ДУХОМ НА РУСИ?

ПАХНЕТ ЛИ РУССКИМ ДУХОМ НА РУСИ?

Кто из современных детей знает правила игры в лапту? Или даже так: кому из детей вообще знакомо это слово? А чем, к примеру, артель отличается от штата сотрудников любой коммерческой или государственной организации?

Почему пропагандирование исконно русских традиций так проигрывает на фоне активно рекламируемого восточного или европейского образа жизни? На кино- и телеэкранах сегодня засилье американских фильмов. Спортивные секции, имеющие отношение к единоборствам, предлагают мальчишкам лишь восточные виды борьбы. Увеличивающееся число китайских врачевателей тут и там пропагандирует восточные методы исцеления. Новые ресторанчики предлагают нашим гурманам любую кухню — от английской до японской. А русское-то где, простите? Ответ, наверное, в том, что большинство россиян, в том числе и омичей, непоколебимо уверены в том, что все русское было, есть и будет и никуда никогда от нас не денется. Но, как показывает практика, нынешнему ребенку уже сегодня ближе, и понятнее Зена — королева воинов, нежели Сказка о рыбаке и рыбке. Так вот о том, насколько ценны и почему становятся жизненно необходимыми русские традиции, что могут дать они современному россиянину, мы беседуем с руководителем омской группы Общества русской народной культуры Евгением Владимировичем МОРОЗКИНЫМ.

— Евгений Владимирович, Общество русской народной культуры и Сибирский культурный центр. Что общего между ними? Или в чем различие?

— Задача у нас одна, — рассказывает Евгений Владимирович, — это сохранение и возрождение русских традиций, русской культуры. Сибирский культурный центр занимается этнографией, связанной с народными ремеслами, — это различная исследовательская работа, экспедиции, проведение и организация праздников. К примеру, недавняя Масленица. Наше общество, имеющее, кстати, свои отделения во многих городах, занимается этнопсихологией и русскими боевыми традициями. Как человек выживал, как воспитывался, какова практическая польза от тех древних русских традиции сегодня — эти вопросы мы исследуем. Но, по большому счету, и мы, и сотрудники Сибирского культурного центра делаем все, чтобы сохранить и продолжить русскую культуру.

— Мне известно, что вы, руководя омской группой, являетесь представителем Всероссийского общества русской культуры, которое зарегистрировано в Москве. Возрождение русского духа — это основная ваша деятельность?

— Действительно, общество у нас всероссийское, его отделения находятся в Красноярске и Новосибирске, Кемерове и Челябинске, Ярославле и Томске, во многих других городах. В Омске общество существует два года. Сам я начал заниматься русской культурой давно, а пришел к ней, достигнув определенных успехов, как ни странно, в восточных единоборствах. Настал момент, когда физическое совершенствование потребовало какой-то философии, подоплеки. По моему мнению, для русских людей восточное внутреннее самосозерцание мудрено и непонятно. Я начал искать. И скоро открыл для себя «Любки». «Любки» — целая система знаний. Есть «Любки» плясовые, есть целительные. Я увлекся «Любками» боевыми. Это древняя русская боевая традиция, которая не только воспитывает физическое тело, но и позволяет работать с сознанием. «Любки» — это освобождение от комплексов, зажатости, это свобода мышления в сочетании с уникальной физической формой.

— К слову, о форме. В какую именно форму облечены ваши занятия? Как они проходят?

— Помимо еженедельных встреч омского отделения, довольно часто мы устраиваем семинары, на которые приезжают очень интересные люди, специалисты из других городов и регионов. Семинары нужны в первую очередь для новичков, чтобы они могли воочию убедиться, чего могут достичь люди, вооруженные знанием русской, настоящей русской культуры. Надо заметить, что основы знаний, преподавание азов и тонкостей — это почти всегда прямая передача от человека человеку. Люди являются носителями знаний. Раньше в русских деревнях были доки — старые люди, которые много чего знали и делились своим богатым жизненным опытом. Они рассказывали кому-то об обычаях и традициях, те в свою очередь рассказывали другим — и вот только таким образом те первые знания дошли до нас. Хотя есть. конечно, и книги, и литература соответствующая.

Еженедельные занятия омского отделения по сути своей очень разноплановые, их программа выстраивается заранее, а тематика самая различная. Это могут быть старые русские игры, а может быть и мифология или душевное пение. Различные беседы, техники. Жесткой системы у нас нет. После каждого занятия актив общества — это пять-шесть человек — обсуждает, получилось оно или нет. Приходят в общество люди разные и по возрасту, и по образованию, и по статусу. Самому молодому из нас четырнадцать лет, самому старшему — за пятьдесят.

— Что же привлекает, по-вашему, столь разных людей?

— Ну, во-первых, приходят к нам люди ищущие. Те, кто чем-то в своей жизни не удовлетворен. И именно русские обряды, традиции позволяют и помогают им найти ответы на многие вопросы. Сегодня много обществ, предлагающих самые разные учения. Есть, например, рериховцы, есть кришнаиты, есть другие. Но аналогов русской культуре я не вижу. Моя сегодняшняя цель — найти единомышленников, чтобы влилась свежая «живая кровь», чтобы стало еще интереснее…

— Евгений Владимирович, а что дает Общество русской народной культуры лично вам?

— Я привел в порядок свои мысли, я научился работать, работать на себя, и могу сказать с уверенностью, что знание русских традиций дает несомненную практическую выгоду. Я стал больше зарабатывать, а это, согласитесь, важнейшая составляющая успеха при современном раскладе. В общем, мое хобби (а Общество русской народной культуры — это только энтузиасты, ведь все входящие в него где-то работают и учатся) — это времяпрепровождение, которое стало не только для меня, но и для всех нас образом жизни. И наверное, русский стиль — это лучше, нежели восточный или американский. Мы же все-таки русские люди…