ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ СКАЛОДРОМЫ

ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ СКАЛОДРОМЫ

Мастерами-скалолазами становятся в закрытых помещениях

На городских соревнованиях по скалолазанию в закрытых помещениях, которые проходили в минувшее воскресенье, участникам нужно было пройти достаточно сложную трассу. Главное — не сорвавшись, добраться до финиша. И как можно быстрее. Если прошедших дистанцию оказывается несколько, выигрывает тот, кто показал лучшее время. Сразу скажем из шести финалистов до финиша не дошел никто, и победителем был объявлен одиннадцатиклассник Андрей Мирошниченко, опередивший и школьников, и студентов университета физкультуры.

Нужно богатое воображение, чтобы сравнить фойе теплого спортивного зала на Зеленом острове с местами, где, по словам из песни Высоцкого, «климат иной, идут лавины одна за одной». Вместо гор — гладкие стены и потолок. Лишь «зацепки», прикрепленные далеко друг от друга, как выступы на отвесных скалах, на вид и на ощупь не отличишь от горных пород — хорошие искусственные камушки придумали французы. Чтобы разбиться, не обязательно взбираться на тысячекилометровые вершины, хватит и десятка метров, как здесь. Поэтому, как в горах, спортсменов держит за пояс крепкая страховочная веревка, которую то и дело приходится прицеплять к очередному крюку.

Лучший на сегодняшний день омский скалолаз в закрытых помещениях — двадцатилетний студент СибГУФК Алексей Мехов участия в воскресных соревнованиях не принимал Победитель и призер чемпионатов в Новосибирске.

и Тюмени, Мехов накануне готовил трассу, затем страховал всех спортсменов. А в заключение провел своеобразное показательное выступление — и с блеском прошел всю дистанцию, чего не удалось никому. Однако, беседуя с корреспондентом «Вашего ОРЕОЛА», Мехов был весьма скромен: «Ребята, наверное, просто перенервничали. На тренировках подобные маршруты многие проходят легко. Да, пока я посильнее, но есть у нас спортсмены, которые в любое время могут составить мне конкуренцию». Отверг Мехов и рассуждения об экстремальности этого вида спорта: закрытый зал — не горы, и серьезную травму вряд ли получишь. Хотя и признался, что для начинающих главная трудность — преодолеть страх. Особенно — когда висишь под потолком вниз головой, держась из последних сил за выскальзывающую «зацепку». Но надо собрать волю и силы — и дотянуться до следующего «камушка», который еле виден впереди.

Мехов занимается исключительно скалолазанием в закрытых помещениях, и таких спортсменов много. Хотя хватает и тех, кто тренируется под крышей только для того, чтобы лучше подготовиться к главным для себя соревнованиям по горному туризму. Разумеется, не обойтись без занятий на тренажере и альпинистам.

Но главный судья соревнований старший преподаватель кафедры теории и методики туризма СибГУФК Игорь Зданович именно скалолазание под крышей считает более перспективным и демократичным видом спорта. Выезды для восхождений даже на ближайшие от Омска горы — удовольствие, которое сейчас не многим по карману, как и экипировка альпинистов. Здесь же самые навороченные обувь с экипировкой можно купить за несколько тысяч рублей. Но можно и в тысячу уложиться, прикупая лишь время от времени баночку с магнезией для посыпания рук за 120 рублей. Все оборудование зала стоит не больше ста пятидесяти тысяч рублей. А сооружать тренажеры можно практически где угодно.
Под эгидой клуба «Вертикаль» на Зеленом острове сейчас добывают лишний адреналин люди разных возрастов — от шести до сорока пяти лет (ребятишек, разумеется, под потолок не пускают). Тренируются здесь и дети из школы-интерната для глухонемых. Как уверяет Зданович, ни детям, ни студентам не принято читать нотации о вреде курения. Начав заниматься скалолазанием всерьез, курить бросают сами — при плохой дыхалке особо не полазишь. К рюмочке тоже не приложишься, если тренировки шесть раз в неделю по три-четыре часа.
Ну а к проведению соревнований, возможно, скоро удастся привлечь серьезных спонсоров. Этот вид спорта — очень зрелищный (в воскресенье в партере и на балконе не было ни одного свободного места), а при желании можно делать настоящие шоу. Поболеть уже сейчас есть за кого, а в будущем наши молодые скалолазы вполне могут выйти на ведущие позиции в России.