Новоизбранный мэр написал стандартное заявление о сложении с себя депутатских полномочий, но высший представительный орган области оставил Евгения Ивановича в своих рядах, оттолкнувшись от нечетко прописанной нормы на данный счет в федеральном и местном законодательстве. Вот лишь некоторые комментарии к данному событию.
Начальник управления юстиции областной администрации Валерий БУДЫЛКА:
— Говорить о том, что в подобной ситуации нарушаются конституционные нормы, — совершенно неправильно. И дух, и буква основного закона страны здесь соблюдены в полной мере. Конституция РФ предполагает разделение законодательной и исполнительной ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти. Местное самоуправление же в систему государственной власти не входит. Мэр как гражданин сегодня имеет полное право участвовать в процессе нормотворчества, строго в соответствии с регламентом Законодательного собрания. В настоящее время никаких препятствий этому со стороны федерального и местного законодательства не существует.
Возможно ли, что через год Евгений Белов может принять участие в выборах в ЗС? Возможно, если за это время не произойдет изменений в федеральном или местном законодательстве. Полезность такого решения всецело находится в руках депутатов. Что касается того, мог ли Валерий Ращупкин в свое время воспользоваться подобным шансом, отвечу: этот вопрос решают юристы, остальное — дело техники…
Депутат ЗС Михаил МАШКАРИН:
— Для абсолютного большинства депутатов все это стало совершенно неожиданным. Потому я и высказывался на заседании в том смысле, что не стоит торопиться, нужно отложить решение до получения письменного заключения экспертов, ведь если сходятся три юриста -у них обязательно будет четыре точки зрения…
С одной стороны, в некоторых регионах существует подобная практика. Да и у мэра в качестве депутата Законодательного собрания появляется больше возможностей отстаивать интересы города. Кстати, если бы Валерий Рощупкин попытался стать три года назад депутатом, он был бы избран без вопросов…
С другой стороны, если закон станет трактоваться таким образом, то, я вас уверяю, через год в ЗС будут заседать исключительно местные олигархи и представители исполнительных органов власти. Это может привести к выстраиванию такой системы, при которой Советская власть покажется коммунизмом в лучшем смысле этого слова. Здесь просматривается серьезная опасность.
Ирина ЗАГАТОВА, вице-мэр:
— Не скрою, мы заранее предусматривали подобный вариант развития событий. После консультаций с серьезными юристами глава администрации Омска решил, что не стоит отказываться от возможности влиять на процесс законотворчества в регионе, принимая во внимание то, что он будет отстаивать в ЗС интересы всех горожан. А кроме того, и интересы своих сельских избирателей, которые в противном случае оставались без своего депутата. По-моему, это решение выглядит вполне логичным и оправданным.
Владимир ДОРОХИН, руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании:
— Я расцениваю факт оставления за Евгением Беловым депутатского мандата как еще одну попытку исполнительной власти перевесить на свою сторону чашу весов в Законодательном собрании. Если так пойдет и дальше, то в самом ближайшем будущем все главы районных администраций обоснуются в ЗС. Очень удобно: вышли с коллегии областной администрации, перешли в соседнее здание — и выполняй установку губернатора, Понятно, что это только пробный шар. Властные структуры хотят посмотреть, как мы сумеем его отыграть — через прокуратуру, суды и так далее.
Со своей стороны, мы намерены в безусловном порядке обжаловать принятое решение во всех инстанциях. В 1997 году Законодательное собрание приняло официальное толкование на этот счет, согласно которому мэр не может одновременно быть депутатом, что бы нам ни говорили о том, что он якобы не является муниципальным чиновником. А пенсию он в качестве кого будет получать? В качестве муниципального служащего. И нечего здесь тень на плетень наводить…
В конечном итоге остается непонятным, ради чего, собственно, вся эта шумиха была затеяна. По некоторой информации, Евгений Белов был готов спокойно уйти из Законодательного собрания, но буквально накануне заседания ему предложили этого не делать. Уже были подготовлены юридическое обоснование и примерный сценарий развития событий.
События развернулись, как им и было положено. Весь вопрос -зачем? Если это пиар-акция, то действительно ее можно признать вполне успешной -резонанс омских событий вполне может докатиться до Москвы. Если это один из вариантов давления на депутатов, то непонятно, для каких целей. Если это первая попытка ввести глав местного самоуправления в депутатский корпус, то явно преждевременная -за оставшийся год Законодательное собрание вполне может устранить существующий юридический казус. Вероятно, следует подождать дальнейшего развития событий. У нас ничего не делается просто так — смысл рано или поздно проявится.