ДЕВЯНОСТАЯ ВЕСНА А.Н. ЛИБЕРОВА

ДЕВЯНОСТАЯ ВЕСНА А.Н. ЛИБЕРОВА

Этот замечательный юбилей позволяет поговорить о его жизненном пути, редкой творческой активности и о том вкладе, который он внес в развитие отечественной культуры и искусства

Путь в искусство для него был предопределен с детства. Родился он в профессорской семье, где процветал культ красоты. Мать, выполняя свою святую миссию, занималась воспитанием 4-х детей, прививая им вкус ко всему прекрасному через музыку, театр, изобразительное искусство, природу.

Об отце Алексей Николаевич с теплотой вспоминает: «Он открыл мне в детстве красоту неба, солнца, реки, сибирской тайги, удивительных окрестностей Томска. Очарованный всем этим, я стал рисовать… и как бы потом ни сбивала жизнь, все равно талант пробился, вызрел в Академии художеств».

Первоначально он рисовал под наблюдением матери, а потом в студии известного томского художника В. М. Мизерова — талантливого акварелиста с чистым изысканным колоритом, который привил своему ученику добросовестное отношение к занятиям живописью, показал разнообразные технические приемы.

В 1926 г. семья переезжает в г. Омск, где отец получает кафедру диагностики в медицинском институте. Учась в школе № 37 по ул. Ленина, Алексей Николаевич зарекомендовал себя бессменным «художником» стенной газеты, оформителем сцен для школьных спектаклей, организатором любительских выставок. Одновременно работает в «Союзкино» художником реклам и объявлений. В это же время он экспонирует свои работы на выставках филиала общества «Новая Сибирь».

Большое влияние оказал на него В. И. Уфимцев, в студии которого он учился. Деятельный, темпераментный Виктор Иванович призывал художников выйти из мастерских на улицы, площади, сделать их не только красивыми, но и отвечающими духу современности. Как вспоминает художник: «Уфимцев укрепил мое желание стать профессиональным художником. Однако путь мой в Академию художеств, в Ленинград, лежал через Москву, через мое увлечение кино». Поступив в Московский институт кинематографии и обойдя окрестности Москвы с этюдником, решил, что его место в Академии художеств.

В 1932 г. со множеством этюдов едет в Ленинград в институт живописи, скульптуры, архитектуры Всероссийской академии художеств. С большой любовью говорит Алексей Николаевич о своих учителях-наставниках А. Е. Кареве, А. И. Савинове, И. И. Бродском. А. Е. Карев много дал Алексею Николаевичу как живописец, научив его законам перспективы, видеть и передавать мир обобщенно, А.И. Савинов видел прелесть живописи в вибрации цвета, в тональном построении, а И. И. Бродский говорил: «Пишите, как видите, не мудрствуйте».

В 1939 г. заканчивает учебу дипломной работой — пейзажем «Родина», призывается в Красную Армию, а тут подоспела и война. Либеров и там не расставался с альбомом и карандашами, приходилось делать быстрые мгновенные наброски, так оттачивался взгляд художника, росло мастерство. К сожалению, мало сохранилось от тех боевых лет — «Танковый десант», «На пепелище», «Пленные», «Эвакуированные». Позднее по воспоминаниям напишет он картины «Танковый бой» (1946 г.) и «На боевое задание» (1947 г.), обе — собственность Омского музея изобразительных искусств.

Алексей Николаевич ведет большую общественную работу. Руководит художественной студией, из которой вышли известные мастера кисти В. Н. Белов, А. Б. Сапожников, Р. Ф. Черепанов, П. С. Мухин. Он становится у истоков создания отделений Союза художников не только в Омске, но и в Кемерово, Томске, Барнауле.

В 1956 г. избирается председателем Омского отделения Союза художников России.

В 1960 г. при его активном участии и содействии открылся художественно-графический факультет в Омском педагогическом институте (теперь педуниверситет). За многолетнюю педагогическую деятельность он был удостоен высокого звания — профессор живописи. За 40 лет деятельности этого факультета появились целые династии художников — Патрихины, Гуровы, Беланы, Сташевичи и др.

По сей день теплеют глаза у бывших студентов ХГФ, когда они вспоминают умные беседы патриарха сибирской живописи Алексея Николаевича об искусстве, о мастерстве живописца, о нелегкости избранного пути.

Неоднократно он возглавлял творческие группы, которые работали на тюменском Севере, в Тобольске, Томске.

Несколько раз с выставками в составе творческих групп ездил в Венгрию, Германию, Испанию.

Какой бы общественной работой он ни занимался, всегда находил время для творчества.

По призванию Алексей Николаевич пейзажист, поэтому именно в пейзаже он высказался наиболее полно как художник, влюбленный в сибирскую природу.

Начинал он с эпических полотен, выполненных маслом, и строил композиции в широком «шишкинском» плане. В таких произведениях, как «Сибирские дали» (1949), «Над рекой» (1949), «Весна на Иртыше» (1954) художник повествует о суровой красоте могучей сибирской реки, работы отличаются «законченностью мысли и художественной формы».

Среди произведений этого периода выделяется «Барабинская степь. Курорт Карачи» (1947). Картина значительна по эмоционально-образному решению, полна движения, порыва, стремления. Это — значительный скачок не только в решении художественного образа, но и в живописном мастерстве, краски становятся насыщенными, живопись полнокровной, в ней нет и намека на белесоватость, заметную в более ранних работах.

Наряду с пейзажами эпического звучания, с 1950 г. художник стал все чаще обращаться к интимным камерным картинам, которые сродни его душе с мягким лирическим складом — «Последний снег» (1950), «Зимние тропки» (1950), «Просека» (1959), «Лосиное утро»(1960).

В работах художник избегает нагромождения деталей, отбирает самое существенное в натуре, приемы работы с пастелью самые разнообразные. Художник обобщает деревья на дальнем плане, дает их в виде живописного пятна. Также пишет небо, растирая краску прямо на поверхности листа пальцем, порой ладонью, и на фоне этих живописных пятен прорисовывает первый план. Этим достигается легкость и ажурность. Пастель верно передает колорит сибирской природы, мягкий и приглушенный, имеет матовую поверхность, не позволяющую звучать краскам в полную силу, создавая характерный для художника серебристо-серый колорит, а свет в них мерцает как бы исподволь.

В лице Либерова сибирская природа нашла тонкого и вдохновенного поэта. По натуре художник-следопыт, страстный охотник, поэтому самыми счастливыми минутами живописец считает те, когда остается наедине с природой и ведет с ней известный только им двоим разговор.

Любит он бродить по нехоженным тропинкам, по лесным полянкам, по берегам озер, речушек и тихим перелескам. Любит посмотреть тайную жизнь природы во всех ее проявлениях. Больше всего привлекает художника мотив ранней весны, когда земля не сбросила еще покрывало снега, но природа пробуждается от долгого зимнего сна, радостно тянется к солнцу, к жизни. Пейзаж «Последний снег» (1969), «Весенний разлив» (1974), «Весна на Иртыше» (1975) полны чистого пьянящего воздуха.

Не остается равнодушен и к другим временам года, изображает цветущее благоухающее лето — «Полдень» (1959), «Лето. Пикник» (1992), спокойную торжественную зиму — «Зимний вечер» (1976) и «Задумчивые дни осени», «Осень» (1959), «Васюганская осень» (1978).

Мотив спокойной, умолкшей природы нашел блестящее разрешение в «вечерних» картинах. Художник любит писать вариации одной и той же темы, но листы отличны друг от друга, в каждом из них найдена новая сторона пейзажного образа, более тонкого, более полно раскрывающего природу.

Одно перечисление названий картин; «Золотой вечер» (1946), «К вечеру» (1954), «Вечер в лесу» (1954), «Вечер после грозы» (1957), «Вечер на протоке» (1974). «Вечер в Перелесках» (I960) — говорит, как внимательно подходит художник к поэтическим сюжетам. В этих сдержанно-взволнованных пейзажах живописец создает мир, полный манящей таинственности.

Алексей Николаевич разрабатывает продуманную систему тональных отношений, серебристо-серую гамму, о которой мечтал, будучи еще студентом. Живопись построена на тонкой нюансировке света и цвета, которая сообщает работам собранный и обобщенный строй.

Интимные камерные произведения остаются лучшими в творчестве Либерова, в них он выступает подлинным мастером пейзажа-настроения. Композиция пейзажей отличается правдивостью и завершенностью, чаще она носит уравновешенный характер с продуманным размещением основных масс и выделением композиционного центра.

Алексей Николаевич по сей день не изменил своим мотивам и избранной технике — пастели.

Страсть к путешествиям он оправдывает тем, что другой мир, другие люди, другая природа, способствуют более жизненному проникновению в сокровенную сущность сибирской природы, нахождению в ней новых граней, новых оттенков.

Тяга к неизведанному, непознанному живет в душе мастера.

Это подтверждает потрясающий вояж в благословенную Италию в свои 80 лет, не говоря о сокровенных местечках сибирской природы (Подгородке, Екатериновке, Чернолучье…), которые он может воспевать до бесконечности.

Алексей Николаевич — один из известных мастеров живописи, продолжатель традиций русского реалистического пейзажа, портрета, натюрморта, его работы пополняют собрания как отечественных, так и зарубежных музеев.

Издан большой красивый альбом пастелей «Алексей Либеров. Жизнь и творчество», Омск, 1996 г.

И открыт музей «Либеров-центр», который стал средоточием окружения Либерова. Нельзя не сказать слов благодарности сотрудникам этого музея, которые познакомили омичей с творчеством учителей Либерова (Мизеров и Уфимцев) и учеников (В. Н. Белов, А. Б. Сапожников, Р. Ф. Черепанов, Г. А. Штабнов, В. Л. Долгушин). Здесь проводятся научные конференции, встречи с художниками, работает художественная студия для одаренных детей.

Вот и сейчас будет проводиться научно-практическая конференция в честь его 90-летнего юбилея.

«Самое трудное для художника — сохранить непосредственное восприятие природы. Многое зависит от настроения, от общения с окружающим миром. Лучшее получается, когда состояние природы и собственное душевное состояние перекликаются, и ты говоришь в своих работах так, как тебе хотелось бы, ты поешь собственную песню» — так говорит Либеров в конце своих воспоминаний. Художник обрел свою тему, свое творческое лицо и сохранил его до сего дня. Он так же влюблен, как и прежде, в вечно обновляющуюся, чарующую, дивную сибирскую природу, открывающую свои таинственные красоты только влюбленному и преданному человеку. Художник продолжает петь свою песню — скромную, но задушевную, волнующую и трепетную. Это подтверждают самые высокие награды — народный художник России, член-корреспондент Академии художеств России, лауреат Государственной премии им. И. Е. Репина.