ЗАСНУЛ В КРОВАТИ, ПРОСНУЛСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ РОЗЫСКЕ

Владелец машины отстаивает свои права через суд.

Эпопея омича Олега Токача началась год назад, когда в автосалоне Петербурга он приобрел «Тойоту Ленд-Крузер Прадо». Автомобиль был легальным — прошел растаможку на территории Белоруссии и находился на учете Госавтоинспекции Санкт-Петербурга. Оставалось зарегистрировать машину в Омске. И вот тут появились проблемы. Местная ГИБДД отказывается ставить автомобиль на учет и направляет Токача в таможню. Там у него забирают паспорт транспортного средства, мотивируя тем, что «Тойота» не прошла таможенного оформления, а платежи уплачены не в полном объеме. Через третьи руки Токач узнает, что его автомобиль является объектом уголовного дела, заведенного против неустановленного лица. Хотя самого Токача ни в каких преступлениях не обвиняют, в декабре 1999 года его автомобиль объявлен в федеральный розыск. Автовладельца ситуация, понятное дело, не радует. Обратившись за помощью к общественной организации «Гражданская позиция» и адвокатскому бюро Александра Добрянского, Токач подает в суд.

Омская таможня с жалобой не согласилась, утядев в истории хитрость. Пошлина на автомобиль на белорусской территории составила около двух тысяч долларов, в то время как платеж в России пе-перевалил бы за 21 тысячу. Теряется 90 процентов возможного поступления в бюджет страны. Все верно, с единственной поправкой. «Белорусскую схему» таможенники хорошо знают. Она основана на соглашении о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией. По нему две страны считаются единым таможенным пространством, и граждане одной могут проводить растаможку в другой. А в Белоруссии пошлины раз в десять ниже, чем в России. Автомобиль растаможивается там, затем продается российскому гражданину. Сами таможенники знают, что белорусская схема аморальна, но юридически безупречна. В любом случае лазейки в законодательстве — забота, прежде всего, авторов закона. Но в данном случае пострадал именно Токач. Не исключая возможных махинаций предыдущего владельца машины, Токач не понимает, почему должен расплачиваться за чью-то ушлость. Ведь автомобиль он приобрел законным путем.

Куйбышевский районный суд Омска рассмотрел дело и счел доводы таможни несостоятельными. В июне 2000 года он выносит решение вернуть Токачу паспорт транспортного средства и отменить федеральный розыск. В мотивировочной части четко сказано, что автомобиль не подлежит дополнительной растаможке на территории России. Но на этом история не заканчивается. Следует кассационная жалоба. Областной суд вторично рассматривает дело и оставляет решение Куйбышевского суда без изменений. Права автовладельца подтверждает омская транспортная прокуратура. Она выносит начальнику Омской таможни предписание «об устранении правонарушений действующего законодательства РФ и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события таможенного парвонарушения». Не тут-то было. В сентябре машина все еще числится в федеральном розыске. А в ноябре Омская таможня выносит постановление, на-. кладывающее на Токача помимо основного еще и дополнительное взыскание. Что, по сути дела, игнорирует решение суда, поскольку с момента вступления судебного решения в законную силу согласно статье 208 ГПК РСФСР таможня не может вновь оспаривать в других процессах установленные судом факты. Теперь Токач должен таможне около 25 тысяч долларов. Счетчик заработал. Автовладелец вновь обращается в суд и составляет жалобу на таможню. Теперь он требует не только справедливости, но и компенсации за моральный ущерб.