Иногда человеку необходимо отрешиться от будничной конкретики и хоть немного поразмышлять о вещах более общих, чем «новости дня». Вот и мы в «МК» решили приглашать вас на подобные «интеллектуальные фуршеты». При этом, конечно, очень желательно, чтобы они не остались в журналистских монологах, но превратились бы в диалоги с читателями нашей газеты. Ловите нас на противоречиях, на передергивании, на недомыслии, пишите, ругайтесь, делитесь своими соображениями — за публикациями интересных мыслей дело не станет.
Сегодня, непосредственно после Дня российской прессы, поговорим об оригинальной «свободе» омских СМИ. Вообще сейчас говорить об этой свободе — значит впадать в «демократический идиотизм». Говорить же о полной зависимости журналистов — значит косвенно оправдывать чью-то продажность, как нечто фатальное и неизбежное. Индивидуальный выбор остается всегда, даже если все СМИ поделены между власть имущими, вплоть до оппозиционных газет, «свободных» в рамках узких партийных установок. «Кто платит — тот заказывает музыку», и, честно говоря, было бы странно, если бы учредители: СМИ на свои деньги, бюджетные, партийные или: личные, содержали собственных обличителей или разоблачителей своих партнеров. Как говорят на Востоке: «Даже паршивый шакал не гадит там, где ест».
Журналистам в таких условиях остается только свобода выбирать, где работать, чтобы не было противно. Или же… опять уходить во «внутреннюю эмиграцию» образца 70-х годов.
Кстати о журналистском выборе средства массовой информации для личного самовыражения. Лет 15 тому назад, при коммунистической власти, этот выбор, по крайней мере в провинции, был так же немыслим, как девственность в публичном доме. И никому от этого противно не было, поскольку никто не представлял, что может быть иначе. Это потом, когда обнаружилось, что можно выбирать между властью и оппозицией, между демократами и коммунистами, в конце концов, между мэром и губернатором — вот тогда даже пламенные борцы за светлое «коммунистическое вчера» неожиданно впали в свободу выбора и, будьте уверены, от нее уже не откажутся. Впрочем, сегодня в Омской области ситуация с выбором «свободных» СМИ все больше напоминает времена коммунистического монолита. Информационное пространство у нас становится все более однополярным, передел собственности на рынке СМИ дал поразительные результаты, когда недавние ярые антигубернаторские газеты и телеканалы вдруг застенчиво влились в общий единый хор. Тем не менее даже такая уродливая «свобода» бесконечно шире свободы прессы по-коммунистически, ибо, как помните из арифметики, даже мизерное число бесконечно больше нуля.
Что же сегодня остается журналистам «сугубо местных» СМИ? Между прочим, выбор весьма богатый.
Во-первых, та самая «внутренняя эмиграция» — в темы людских судеб, истории, искусства, криминала, коммунальных неурядиц — в общем, подальше от политики. По принципу «не можешь говорить правду — так хоть не ври, не можешь критиковать — так хоть не восхваляй».
Во-вторых, возвращение к «старому доброму» эзопову языку, к полунамекам, утонченной иронии и фигам в кармане.
В-третьих, бескорыстная борьба «до последнего патрона», в соответствии с собственными убеждениями. В зависимости от того, насколько эти убеждения вписываются в сегодняшний политический расклад, так бороться можно или до первой статьи, по недосмотру вышедшей в печать, или весьма долго и благополучно, создавая нарождающемуся информационному монолиту «демократический фон».
В четвертых, откровенное обслуживание власти. Но поскольку воспевать любую власть для людей творческих как-то не вполне прилично, то в этой области в последние годы на-блюдались поразительные психологические феномены, когда соответствующая оплата стимулировала рождение соответствующих «нужных» идеалов. И вот уже перед читателями (телезрителями) являлись не оплаченные воспеватели, а «чистой идейные» борцы. Естественно, при смене хозяев идеалы соответствующим образом менялись, и уж чего-чего, а подобных превращений изумленные омичи могли за последние годы наблюдать предостаточно.
Правда, есть еще один нюанс. Мне кажется, что подавляющее большинство журналистов всех перечисленных категорий никогда не переступят через одну черту. По крайней мере, за деньги. Еще можно как-то объяснить недавние перебежки от, мэра к губернатору — это, так сказать, игры на одном поле, — но никогда коммунистам для их предвыборной кампании не «купить» (если, конечно, они поставят перед собой такую задачу) самого прагматичного журналиста антикоммунистических убеждений. Естественно, то же самое относится и к нашим коллегам из коммунистической печати.
Впрочем, везде возможны исключения. И вполне вероятно, что автор уже впадает в патологический идеализм, а значит, пора уже заканчивать абстрактные размышления и уступить место информации, конкретным проблемам и фактам.
Кстати…
Независимые организации омских журналистов организуют правовую помощь СМИ и журналистам. Для начала недавно образованные ассоциация омских журналистов и профессиональный союз журналистов намерены наладить мониторинг нарушений Закона о СМИ в Омской области. Всю информацию об отказах в предоставлении информации и аккредитации, не приглашении или изгнании с открытых мероприятий, из государственных органов, органов местного самоуправления можно сообщать по телефону ПСЖ (53-40-79), Ольге Коноваловой («Зеркало») или президенту АОЖ Марату Исангазину. Кроме того, организации журналистов готовы привлекать юристов для помощи СМИ в правовых спорах. Сейчас, к примеру, многие издания получили предписания о штрафах из-за отсутствия кассовых аппаратов. Этим займутся представители ПСЖ и юристы.