Судебному разбирательству предшествовало три года следствия. За это время было собрано столько материалов по уголовному делу, кои едва уместились в пяти десятках томов. Одно обвинительное заключение насчитывало около семисот страниц печатного текста.
Начальником Омского отделения пенсионного фонда Игорь Каменев был всего четыре года, или целых четыре года, смотря как на это взглянуть. Столько же председательствовал в правлении местного Соцкомбанка и Александр Кузнецов (пост председателя совета этого самого банка Каменев определил себе, ухитрялся одновременно сидеть в двух креслах — прим. авт.). В июне 1997 года этих людей арестовали, предъявив обвинение в расхищении государственных средств. Пенсионный фонд, как выяснило следствие, перекачивал через Соцкомбанк на счета различных фирм деньги пенсионеров.
Выписка из обвинительного заключения: «…в период с 1995 по 1997 год председатель правления Соцкомбанка Александр Кузнецов и его заместители — Пономарчук и Кисленко — предоставляли многочисленные кредиты от 300 миллионов до 4 миллиардов рублей фирмам: «Финансист», «Юнгур», «Сибнефтепродукт и К», «Марина- 94», «Социальная помощь», учредителями которых являлись вышеозначенные лица либо их родственники…»
Эти поступления оформлялись как кредиты, но под очень низкий процент, а разница по ставке Центробанка оплачивалась…из денег Пенсионного фонда. Помимо этих «шалостей» с процентными ставками Пенсионный фонд обслуживал еще, конечно же с благословения начальника, несколько межбанковских кредитов на сумму в 97 миллиардов рублей. На это обслуживание было затрачено 7 миллиардов рублей. Все бы ничего, вот только ни рубля из этих кредитов Омское отделение Пенсионного фонда не получило…
В то время как омским старикам задерживали выплату грошовых пенсий, совет банка начислял себе просто огромные премиальные (мол, кто может оценить их труд по достоинству кроме их же родимых, и речь шла о каких- то полутора сотнях тысяч — конечно, пустяк — прим. авт.). На скамье подсудимых шесть человек: оба начальника и их коллеги по «бизнесу». Общий ущерб от деятельности «пенсионеров» составил, по мнению следствия, более 63 миллиардов «старых» рублей. Прокуратуре удалось вернуть лишь треть этих денег, именно столько составили арестованные активы и имущество фирм- должников.
Приговор коллегии по уголовным делам Омского Областного суда под председательством судьи Сергея Стародубова был весьма мягок. Суд учел все смягчающие вину обстоятельства: наличие малолетних детей, инвалидность Кузнецова, срок давности (как ни крути, а век прошел, на дворе новое тысячелетие — прим. авт.). Подсудимые получили от года до трех лет лишения свободы, однако по амнистии в честь 55 годовщины Дня Победы стали свободны как ветер. Конечно, главных фигурантов (Каменева и Кузнецова) обязали расплатиться по некоторым «должкам» (банкир- инвалид должен вернуть в казну около 20 миллионов, а начальник немного поменьше — прим. авт.), но, думается, что голыми их это не оставит.