Городские власти наконец-то подступились к одной из самых важных проблем мегаполиса — реформе жилищно-коммунального хозяйства. На последнем заседании городского совета вместе с бюджетом Омска на 2001 год появился и еще один очень неприятный для всех вопрос. Вице-мэр и директор департамента городского хозяйства Анатолий Бушуев, вероятно, решил начать изменения в этой сфере с самого наболевшего — повышения цен. Выступление Бушуева в горсовете и то, что он предлагал, повергло депутатов и всех присутствующих в шок. Народные избранники, до этого по-весеннему легко и вприпрыжку рассматривавшие вопросы повестки дня, притихли, и было от чего. По предложению Бушуева, оплату за содержание и текущий ремонт — то есть квартплату для жителей города, предполагается повысить более чем в два раза. Сейчас мы в среднем платим за один квадратный метр 85 копеек, если же депутаты примут новые тарифы, то будем отдавать по 1 рублю 90 копеек. В доме со всеми удобствами и мусоропроводом владельцу квартиры придется отдавать аж по 2 рубля за квадратный метр. Отдавать потому, что пока удобства эти заканчиваются наступлением отопительного сезона и потому, что редкий житель города может толком объяснить, чем же занимаются его домоуправители, если квартплату он вносит более-менее регулярно, а дома и подъезды разваливаются на глазах.
Цены за отопление, горячую и холодную воду также предлагается существенно поднять. Например, одна гигакалория тепловой энергии будет стоить 189 рублей 27 копеек.
Аргументы главного жилищника Омска в пользу повышения тарифов оказались просто устрашающими. По словам Бушуева, жилой фонд Омска находится в ужасающем состоянии и чуть ли не на грани техногенной катастрофы. Денег у коммунальщиков нет даже на оплату текущих расходов, не то что на ремонт. Оказывается, в Омске есть домоуправления, которые не платят за электроэнергию, потребляемую в местах общего пользования в жилых домах, почти по два года. С марта прошлого года все ПЖРЭУ Омска перестали делать отчисления из фонда заработной платы.
Короче, все плохо и нужны деньги. Взять их предлагается из карманов горожан. Куда же уходит собираемая квартплата — непонятно. Причем непонятно не только журналистам и депутатам, но и новому мэру Омска. На резонный вопрос депутатов: мол, когда же будет проведена проверка жилищно-коммунальной сферы и того, как расходуются деньги горожан, Евгений Белов ответил очень эмоционально. Он пока не может понять, чего понакрутил в этой сфере его предшественник, а от того, что проверяющие уже вытащили на свет, по словам Белова, волосы у них становятся дыбом. Как пример работы жилищно-коммунального хозяйства города он привел проблему с лифтами. Если бы город, считает мэр, додумался сам покупать оборудование для лифтов и устраивал для этого тендеры, то все расходы можно было уменьшить наполовину. В течение месяца Белов обещал закончить ревизию городского ЖКХ и создать на его месте понятную и прозрачную структуру.
Правда, после этой реплики мэра остаются два вопроса. Первый: зачем же тогда сразу повышать цены на услуги коммунальщиков, если есть возможность для начала снизить затраты? И второй: выходит, в правительстве здорово лоханулись, если взяли в Госстрой зампредом бывшего мэра Омска Валерия Рощупкина — ведь там он курирует именно реформу ЖКХ?
Пока же городские чиновники очень торопятся. Даже повышение стоимости за коммуналку и квартплату они пока не успели обосновать. Как заявил Бушуев, буквально на днях в Сибирском региональном центре по ценообразованию заканчивают экспертизу предложений его управления. Она и обоснует для горсовета повышение цен. Депутаты же дали себя додавить и приняли вопрос к рассмотрению под честное слово Белова. Если на следующей неделе Бушуев не представит в горсовет экспертизу повышения цен, то Белов пообещал снять вопрос с рассмотрения. Вообще при обсуждении этого вопроса новый мэр старался выглядеть мудрым и рассудительным арбитром между своим заместителем и требующими повышения квартплаты и сомневающимися депутатами. Причем он очень жестко подчеркнул, что не несет никакой ответственности за действия прежнего руководства города.