И хотя в экспозиции представлена лишь небольшая часть великолепной коллекции, собранной всемирно известным историком моды Александром Васильевым, каждый посетитель почерпнул на этом вернисаже немало интересного.
Представлял выставку омичам сам коллекционер вместе с председателем благотворительного фонда «Русский силуэт» Татьяной Михалковой. Такое внимание к Омску знаменитого мэтра моды не случайно. Он уже несколько лет назад, приехав на отборочный тур Всероссийского конкурса модельеров, открыл для себя омскую школу дизайна одежды и с тех пор не скрывает восхищения достижениями ее воспитанников. Нынешний визит в наш город и Васильева, и Михалковой связан с очередным туром фестиваля «Формула моды», в составе жюри которого они отбирали лучшие работы студентов кафедры дизайна Омского института сервиса. Понятно, что не был обойден вниманием именитых гостей и факт открытия авторской васильевской выставки.
Но оставим протокольные моменты. Поговорим о внешне скромной, но впечатляющей экспозиции, развернутой в одном из залов музея. Поразительно, но в этом просто организованном пространстве ощущается и волнующий аромат времени, который сохранен в многочисленных фотографиях, и пронзительная тайна красоты русских женщин, запечатленных на них, и особая утонченность российской аристократической элиты, и редкая изысканность тогдашней моды, и стильный художественный вкус самого собирателя, создателя этой поразительной портретной галереи.
Лица, которые смотрят на вас с музейных стен, поражают, кроме красоты и изящества, интеллигентностью, одухотворенностью и индивидуальностью. Эти качества напрочь утрачены современным модельным бизнесом. А потому в современных модных журналах и на показах мод порой невозможно отличить одну модель от другой. Стремление стандартизировать все и вся лишает постепенно эту сферу человеческой деятельности права называться искусством.
В коллекции Александра Васильева прослеживаются не только процессы, происходившие в истории моды, изменения в восприятии красоты. Экспозиция представляет целый срез жизни поколения русских эмигрантов, лишенных собственного отечества, но не утративших собственного достоинства и не уронивших чести лучших фамилий России. И сумевших стать в буквальном смысле слова образцами для подражания самым утонченным парижанам. Какие артистические имена читаются под фотографиями! Анна Павлова, Ида Рубинштейн, Ольга Судейкина — кумиры десятых годов XX века. Поток постреволюционной эмиграции принес в парижскую моду аристократические фамилии: княжна Мария Романова, великая княгиня Мария Павловна, княжна Ия Оболенская, графиня Елизавета Граббе, княгиня Елена Трубецкая, леди Абди (урожд. Ге)… Открывались дома мод русских аристократок, русские модели диктовали мировую моду и определяли стиль самых очаровательных женщин Старого и Нового Света.
Неудивительно, что выставка «Русские красавицы» так притягательна для сегодня шне и молодежи. Она дает возможность не только смотреть, но и размышлять над увиденным. Экспозиция очень уместно и тактично дополнена предметами быта русских эмигрантов в Париже из коллекции омского собирателя старины Владимира Селюка. Она дарит нам целебное ощущение прекрасного и подлинного, которого так не хватает нам всем в сутолоке современной жизни.
На снимках: Александр Васильев и Татьяна Михалкова на открытии выставки.