ВЕСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ ТАРИФОВ

Приказ областного министерства экономики ввел перевозчиков в искушение, чиновников транспорта - в замешательство, а у пассажиров вызвал праведный гнев

Весна побуждает чиновников к смелым шагам. Решение разморозить транспортные тарифы, которые не менялись у нас больше 20 месяцев, совпало с началом ледохода на Иртыше.

На сей раз ход тарифам вверх по течению дал не губернатор, а первый зам. министра экономики Омской области. С образованием в ней правительства произошел передел ответственности. Затем и создан был этот орган, чтобы ее бремя нес на своих плечах не только один глава региона. Почему подписал приказ не министр? С него ли спрашивать теперь за последствия или все-таки с его зама? На эти вопросы мы не получили ответов, поскольку в праздники тот и другой отдыхали, а накануне них — были заняты.

В муниципальном департаменте транспорта вашему корреспонденту пояснили, что данный приказ носит характер рекомендательный. Не заставляет повышать цены проезда, а только дает такое право местным властям — городских и сельских районов, а также некоторым частным перевозчикам. К примеру, тарифная планка для омских автобусов (трамваев, троллейбусов) поднялась до 6 рублей, а стоимость проездного — до 360, из расчета 60 поездок. Нынешний складывается из 52 по 5 рублей, итого 260. Оставлять всё как есть или увеличивать плату — решать горсовету.

Разумеется, транспортники будут настаивать на втором. Положение департамента, по словам чиновников, — бедственное. Впрочем, трудно припомнить, когда оно было иным. Но сейчас, говорят, хуже, чем когда бы то ни было. В общей сумме задолженность автопредприятий — более 500 миллионов рублей. Увольняются из-за низкой зарплаты водители, нет средств на восстановление автопарка. Федеральный бюджет по обыкновению скуп — не оплачивает перевозки льготников, а их в городе более 500 тысяч. Виноваты ли мы, пассажиры, в том, что власть не выполняет своих обязательств? Вряд ли. Но платить по ее счетам приходится нам. Так уж в нашем государстве заведено. Если городские депутаты скажут «а» и утвердят новый тариф, то совершенно очевидно, что они вынуждены будут сказать «б» и дать согласие на повышение стоимости проезда в маршрутках. Иначе муниципальный пассажирский транспорт моментально вылетит в трубу — никто не станет давиться в автобусах и троллейбусах, чтобы сэкономить рубль.

В приказе замминистра областного правительства на сей счет содержится весьма странная формулировка: на маршрутах протяженностью более 20 км для «Газелей» устанавливается предельный тариф 10 рублей. Я не знаю, сколько таких маршрутов на карте города. Транспортники говорят — единицы. Смысл этого положения им тоже невнятен. Означает оно, по их словам, следующее: если, скажем, вы сели на маршрут длиной менее 20 км и проехали его весь в одну сторону, то должны заплатить за проезд 7 рублей. Если же вы проехали хотя бы одну остановку, но по более длинной маршрутной линии, с вас имеют право потребовать 10. Объяснению здравым умом это не поддается.

Разумеется, частные перевозчики данный пункт приказа истолковали по-своему. Вступил в силу он со 2 мая с.г. В тот же день в очень многих «Газелях», что ездят по центру, были выставлены новые ценники: вместо 7 рублей — 10. Естественно, горожанам это крайне не понравилось — к нам в редакцию уже позвонили многие возмущенные читатели.

Стоит отметить, что процесс ползучего повышения тарифов начался прежде, чем ситуацию успели обсудить депутаты горсовета. Хотя вроде бы именно они совместно с мэрией должны принимать решения относительно величины платы за проезд в общественном транспорте. Но одно можно сказать абсолютно точно: если билет в автобусе будет стоить 6 рублей, то в маршрутках нас будут катать за 10. В последнем заинтересована как муниципальная власть, так и частные перевозчики. Интересы пассажиров в такой ситуации перевесить никак не могут.

Подписанный приказ имеет еще один существенный изъян, на который уже обратили внимание омские правозащитники. Дело в том, что федеральное правительство сейчас разрабатывает механизм замены льгот денежным эквивалентом. Остановилось оно на сумме 200 рублей — такова, вероятно, будет доплата за все льготы, отнятые у ветеранов и инвалидов (кроме льгот за жилкомуслуги). Проездной стоимостью 360 рублей в эту концепцию явно не вписывается. А органы власти — как федеральные, так и местные — не должны принимать законы, ухудшающие положение граждан. Во всяком случае, так прописано в российской Конституции…