Сегодня омичка Рита Савельевна Молдаванова — единственный из ее большой семьи оставшийся в живых свидетель холокоста — массового истребления евреев во время Второй мировой войны. Почти два десятка ее родственников, мирных жителей, стали жертвами нацистского геноцида.
Недавно из Луганска, города ее юности, где довелось пережить тот страшный период, Рите Савельевне прислали Книгу скорби Украины. В списках убитых и замученных фашистами она нашла… и себя: «Кисельгоф Рахиль Сауловна, 1925 г.р., г. Луганск, ул. Московская, 13, еврейка, расстреляна фашистами в ноябре 1942 года. Острая Могила».
Во время оккупации, спасая свою жизнь, она с помощью неимоверных ухищрений подделала свои документы. Имя Рахиль-Любовь, данное ей родителями, она сменила на имя Рита. Увидев в печальных списках Книги скорби запись о себе, Рита Савельевна не обиделась на составителей — они вполне резонно могли решить, что в ноябре 42-го вряд ли кому-то удалось уйти от массовой казни. В тот страшный день со всего Луганска (а тогда Ворошиловграда) по приказу захвативших город фашистов шли на стадион евреи. Шли на смерть, понимая это. Отец Рахили отправился туда добровольно, успел лишь шепнуть жене: «Сбереги детей». Мать бежала из города с 16-летней Рахилью и двумя маленькими племянницами. Их путь к спасению был долгим и очень трудным…
«Много дней я ходила сама не своя, получив книгу, — говорит Рита Савельевна. — Открывала ее, начинала читать, но не могла. Память возвращала меня в те далекие страшные годы. Книга жгла мои руки и душу. Я прочитывала списки и искала в них тех, кого знала». Среди расстрелянных их оказалось много. У всех общая могила — противотанковый ров за городом под высоким рукотворным курганом, названным Острой Могилой…