ДЖИНСЫ ИЛИ БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ?

Как сообщили в городском Управлении образования, введения единой формы пока не предполагается

Федеральное законодательство вопрос не регламентирует — «вводить или не вводить» решают администрации школ. Чаще всего с такими идеями выступают гимназии и лицеи, желающие придать ученикам более-менее приличный вид.

У тех, кто хорошо помнит, как выглядела школьная форма советского образца, планы по ее возвращению восторга не вызывают. С каким облегчением в 1992 году школьники забросили подальше унылые коричневые платьица и синие костюмчики! Ходить разрешили во всем, лишь бы чистенько. Минусы такой демократии обнаружились быстро: чада пожелали выглядеть модно, и чтоб всю неделю не в одном и том же, а родительские расходы на школы не сократились, а только возросли. Учителя посчитали, что класс «кто во что горазд» выглядит неэстетично. А психологи, еще недавно убеждавшие общественность, что однообразная форма подавляет тягу личности к самовыражению, заговорили о социальном неравенстве, которое отсутствующая спецодеждa только подчеркивает. Вот о форме и вспомнили вновь.

НЕ БЫТЬ ОБОРВАНЦЕМ

Гимназии и лицеи пожелания относительно внешнего вида учащихся ограничили пространным «белый верх — черный низ». И лишь некоторые отважились на эксперимент по введению собственной формы.

— Вместе с ателье разработали комплекты одежды для разных классов, — рассказывает Тамара Синичникова, директор гимназии № 26. — Модельеры провели опросы среди ребят, пообщались с родителями. Сшили, устроили показ. Школьный худсовет форму одобрил. Вводить решили постепенно. Полный комплект для девочки состоит из брюк, жилета, юбки и жакета, для мальчика — из брюк, пиджака и жилета. Заказать все сразу или отдельные элементы — это решают родители, сообразуясь с возможностями. Год назад родителям первоклашек комплект обошелся в тысячу рублей.

Однако удачным опыт внедрения формы оказался не для всех. В прошлом году пытались переодеть учеников в 12 и 19-й гимназиях.

— Когда вокруг ходят кто как хочет, ввести форму сложно, — считает завуч 12-й Людмила Казимирская, — Если бы существовала единая для всех форма, проблем бы не было. Заказывать индивидуально дорого. Принять как форменную что-то из уже разработанного — тоже рискованно. А если снимут с производства? Дети опять окажутся одетыми вразнобой. Затею пока отложили. Но форма нужна ~ хотя бы для того, чтобы ребята не выглядели оборванцами.

ШТУЧНЫЙ ТОВАР

Психологи утверждают, что класса с 6 школьники испытывают неприязнь к единообразной одежде, а старшеклассники вообще игнорируют форму. Настоящий восторг она вызывает лишь в младшей возрастной группе. Для первоклашек это игра во взрослых и предмет гордости: «теперь я хожу в школу».

Специалисты советуют выбирать для школьной формы спокойные, приглушенные тона. Не использовать прямые цвета радуги — они повышают утомляемость, провоцируют скрытое раздражение. Черно-белых сочетаний лучше избегать: резкий контраст утомляет зрение, вызывает головную боль. Самые подходящие цвета — бежевый или разбавленный зеленый. Что касается состава тканей, предпочтительнее натуральные — хлопок и лен для весны, на зиму — шерсть и кашемир.

Но все это в идеале. Красивая, удобная, состоящая из нескольких элементов для разных времен года одежда из качественных тканей — удовольствие дорогое. Не всякому по карману. Да и стоит ли тянуться? На Западе специальную форму носят учащиеся отдельных, чаще всего элитных школ, и сделать всех детей похожими друг на друга никто не стремится.