Отрезок реки чуть более 200 км от Омска до границы с южным соседом из-за многочисленных мелей в последние годы создавал большие проблемы для грузового судоходства. Вверх от Омска по Иртышу ходили только малотоннажные суда.
Недавно глава федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслав Рокша и омский губернатор Леонид Полежаев обсудили проблему восстановления водного транспортного коридора между Россией и Казахстаном. По результатам встречи двух высокопоставленных чиновников принято решение о начале в июне нынешнего года дноуглубительных работ на фарватере Иртыша.
Со дна реки предстоит поднять 2 миллиона кубометров грунта. Предполагается, что судовой ход в южном направлении должен быть восстановлен — и по Иртышу смогут ходить суда водоизмещением до 2 тысяч тонн.
Областной министр Александр Луппов прокомментировал проект:
— Цена вопроса — 20 миллионов рублей. Губернатор берет на себя обязательства профинансировать 50% работ. Еще 10 миллионов поступят из средств федерального агентства морского и речного транспорта. Дноуглубительные работы будут идти все лето.
В Иртышском пароходстве о проекте известно, но пока работа по нему не начата.
В перспективе открытие пассажирского сообщения между Омском и портами Казахстана. Тут, правда, возникает другой вопрос: как наши государства смогут договориться о финансировании пассажирского транспорта. Даже на уровне областей России не всегда удается найти решение.
— С нынешней весны из-за отсутствия компенсаций убытков по пассажирским перевозкам отменены рейсы Тюмень — Тобольск, — рассказывает начальник отдела пассажирских перевозок Лариса Фролова. — Раньше на этой линии работали суда Иртышского пароходства, но в нынешнем году решить вопрос не удалось.
А вот внутриобластные перевозки речники планируют производить примерно в тех же объемах, что и в прошлом году.