Одна из мировых судей Ленинского округа рассказала вашему корреспонденту, что за последние две недели не видела ни одного назначенного адвоката. Участвовать в процессах продолжают лишь платные защитники. А бедняков, которым заплатить нечем, некому и защищать. В итоге суды приходится откладывать и переносить.
Назвать этот негласный бойкот забастовкой нельзя Протестные действия требуют определенной процедуры, к примеру письменного уведомления работодателя и властей. На такую меру адвокаты пойдут вряд ли. К самой бедной категории населения они не относятся. И возможности предоставлять платные услуги у них никто не отнимал. Однако на скамью подсудимых у нас попадают не только обеспеченные граждане. А поскольку перед законом все должны быть равны, защитников для малоимущих оплачивает государство. Но, как выясняется, не всегда. Если уголовный процесс проходит в одном из районных, областном или военном суде, проблем с гонораром у бесплатного адвоката не возникает. Деньги из федерального бюджета приходят в местное управление судебного департамента, которое потом рассчитывается с назначенными защитниками.
Когда в нашей области в 2002 году появились мировые суды, адвокаты полагали, что схема оплаты их услуг здесь станет такой же, как и везде. Но проблемы начались сразу. По словам Вадима Хайкина, вице-президента адвокатской палаты Омской области объяснить факт денежных задержек невозможно. Москва вроде бы рапортует, что исправно переводит необходимые суммы, а в Омске адвокатам отвечают: денег нет. В последнее время ситуация накалилась. Омские юристы не желают трудиться за спасибо. У адвокатской коллегии есть право покарать своего члена за прогулы, вплоть до полного отстранения от работы. Но в случае с мировыми судами этим правом коллегия решила не пользоваться. Оставив неявку в процесс на совести того или иного адвоката. Сколько их таких, протестующих? Точно неизвестно. Но, по сведениям Хайкина, явление пока не носит повсеместного и массового характера. Что будет дальше? Никто не знает.
В судебном департаменте тоже не надеются на скорое решение проблемы. Мировые суды оказались в двойственном положении. Зарплату сами судьи получают из федерального бюджета, а вот с их секретарями, сотрудниками канцелярии и прочими работниками аппарата рассчитываются бюджеты местные. Механизм же оплаты услуг адвокатов вообще не проработан. В судебном департаменте говорят, надо дождаться принятия закона на сей счет. А пока деньги из Москвы увы, не поступают. Адвокаты в этом сомневаются. Однако, как и сотрудники судебного департамента, убеждены, что ситуация в Омской области не уникальна. Подобная неразбериха творится и в других регионах. Но гражданам остающимся без правовой защиты от этого ничуть не легче.