Коммунальные тарифы в Саргатском районе повышаются одним махом. Не то что в городе — то на свет, то на лифты, то на холодную воду… А все сразу, как по команде «Подъем!». На счет «раз» — в марте прошлого года поднялись вдвое. На счет «два» — в январе 2004-го подскочили еще процентов на 70. Самое дорогое из коммунальных благ — отопление подорожало с 8,23 рубля за квадратный метр обогреваемой площади до 13,04. Чтобы не мерзнуть зимой, обитатели невеликого, по сельским меркам, жилища платят за него в месяц 1000 рублей. Круглый год. От наличия или отсутствия тепла в батареях стоимость его не меняется.
После первого взлета цен местной власти удалось умиротворить население — в том числе обещаниями, что подобного не повторится. Второй скачок был уже за порогом терпения и платежеспособности саргатчан. Охватила волна недовольства в райцентре всех, кто пользуется жилкомуслугами. Под петициями президенту и губернатору подписались 2500 человек. «Рост тарифов, — говорится в этих посланиях, — довел жителей рп Саргатское до черты бедности».
Вопреки заверениям районных властей подписанты уверены, что цены эти необоснованны. Люди спрашивают у властей предержащих: «Отчего так повысились затраты в МУП ЖКХ, если в прошлом, 2003 году в Омской области тарифы на энергоресурсы, газ и стоимость ГСМ не повышались ни разу?» Непонятно им также и то, почему после перевода котельной на газ отопление для местных жителей стало роскошью. Отмечался приход голубого топлива в Саргатку с шумом и помпой. Среди разных достоинств природного газа первым пунктом всегда называется то, что он много дешевле других видов топлива.
Саргатчане, наслушавшись громких речей, вправе были надеяться, что теперь в их районе два тарифа по крайней мере не будут расти — на тепло и на горячую воду. А иначе — чему особенно радоваться? Что же вышло на самом деле? Об этом пишут местные жители губернатору: «На те деньги, которые берут с нас за тепло, можно было купить столько угля, что его бы хватило не на одну зиму…» А горячая вода в начале этого года подскочила в цене с 19 рублей до 85,6. Вот вам и «голубая мечта»!
Как же сей парадокс объясняют местные власти? А они говорят: мы не можем райцентр отделить от остального района. Да, в Саргатке тепло дешевое, потому что там — газ. А в других селах топят углем и мазутом. Но и те и другие котельные — на балансе муниципального предприятия ЖКХ. Вот оно и раскидывает затраты на всех. Если Нижнему Иртышу их не компенсировать, то не хватит на его обогрев всех зарплат и пенсий тамошних жителей. Потому что тепло от мазута в пять раз дороже, чем газовое.
Упоминая об этом поселке, чиновник смущенно отводит в сторону взгляд. Щекотливая тема. Всей Саргатке известно, сколько топлива, жутко дорогого, ушло мимо топки нижнеиртышской котельной.
Как написано в решении райсуда, 554 тонны мазута, предназначенного для нее, были проданы за наличный расчет неизвестным физическим лицам. По каким они приобрели его ценам, следствием также не установлено. Бывший директор МУП ЖКХ Евгений Майоров продал топлива на 1,265 миллиона рублей. А вернулось на предприятие в виде имущества (спецодежда, уголь, мука…) 600 с лишним тысяч. Суд назначил директору сначала 3 года исправительно-трудовых работ. Приговор этот он обжаловал в областной судебной инстанции. Та отправила дело на пересмотр. В окончательном вердикте суда к «З годам» добавилось существенное уточнение — «условно».
Вскоре после этого приговора, возмутившего саргатчан, второй раз. менее чем за год, в районе поднялись тарифы. Людям было предложено заплатить за себя и «за того парня», поживившегося за счет нижнеиртышцеа, три зимы недополучавших тепло.
Письмо, обращенное к губернатору, вернулось, как принято это у нас, главе Саргатского района В. Жукову. Ответ на обращение граждан он дал не им, а первому заместителю правительства области Виктору Шрейдеру. Как следует из данного письма, по мнению Жукова, ничего особенного в Саргатке не происходит. И в доказательство Владимир Викторович приводит сравнительный анализ тарифов по некоторым муниципальным образованиям. К примеру, по стоимости тепла Саргатка находится посередине между Любино и Крутинкой.
Действительно, жилищно-коммунальная реформа в Омской области достигла той фазы, когда на селе благоустроенное жилье становится бедой, а не благом. Средней здешней семье из 4 человек, проживающей в обыкновенных условиях, коммунальные услуги обходятся примерно в 2000 рублей. Кем надо быть у нас в сельской местности, чтобы потянуть такую квартплату? Не дояркой, не скотником, не механизатором. Разумеется, не учителем и не врачом. Разве что преуспевающим фермером или, скажем, директором сельхозпредприятия. А еще лучше чиновником — администрации или местного коммунального ведомства.
В Саргатке хозяева многих домов отрезают их от центрального отопления. «А что делать тем, кто в квартирах живет?» — спрашивают у властей саргатчане. Ответа на этот вопрос нет.