"ПОЛКОВНИКУ НИКТО НЕ ПИШЕТ"

«ПОЛКОВНИКУ НИКТО НЕ ПИШЕТ»

Не знал Габриэль Гарсия Маркес, получивший Нобелевскую премию за роман "Сто лет одиночества", что через несколько лет сядет за написание продолжения своей притчи, и тем более не мог автор предугадать, что новая повесть "Полковнику никто не пишет" окажется настолько популярной, что будет ставиться на лучших сценах мира

Омский театр драмы, не желая уступать своим коллегам в столичных городах, взялся за постановку спектакля-притчи по повести «Полковнику никто не пишет». Нашелся и режиссер подстать произведению — современный, странный и загадочный. Марина Глуховская уже поставила всех героев лермонтовского «Маскарада» на ролики, теперь от нее тоже ожидали чего-нибудь оригинального.

Оригинальничать решили уже с самого начала — «заперли» героев в бревенчатом доме, стоящем на малой сцене, вокруг дома разложили дрова, а посередине жилища поставили огромную емкость, наполненную настоящей водой. Вообще «настоящего» в спектакле было много: натуральный голодный петух, почти весь спектакль просидевший в клетке, живые, помещенные в банки пиявки, ну и, наконец, незабываемый осенний дождь, капавший прямо с крыши. Такое внимание режиссера к мелким, но очень важным деталям совсем не случайно — просто нельзя было оставить без внимания все то, что Маркес так настойчиво выделил у себя в книге, ведь практически каждая деталь у него скрывает определенные аллюзии.

Тут у читателя может возникнуть резонный вопрос: о чем же может поведать спектакль, в котором пиявки соседствуют с петухом, а дом стоит на воде? Попробую пояснить. Спектакль, как и книга, обо всем и ни о чем. На протяжении многих лет старый полковник ждет, когда ему придет извещение о том, что ему начислили пенсию, но «полковнику никто не пишет» — пустяковый вроде бы случай становится предметом полуторачасового разбирательства, но суть — то совсем не в денежных проблемах, а в одиночестве, том самом, о котором Маркес размышлял еще на страницах своего «нобелевского» романа.

Главных героев, то есть полковника и его жену, в этом спектакле играют народный артист России Валерий АЛЕКСЕЕВ и заслуженная артистка России Валерия ПРОКОП. Играют они своих героев так, что дух захватывает не только у зрителей, но и у самих актеров. Потрясающе и все тут — не прибавить, не убавить. Хорошо, когда для хорошего спектакля есть хорошие актеры. О режиссерской работе говорить сложно, поскольку не совсем ясно, кто больше отличился в этом спектакле — Марина ГЛУХОВСКАЯ — режиссер или она же, но уже в качестве автора инсценировки. Зато оригинальность этого режиссера заметна даже невооруженному и неопытному взгляду обывателя, что позволяет ему (обывателю) отпускать реплики, подобные этой: » Ну и наворотили — непонятно, но интересно». Конечно, будет непонятно, на такой спектакль без прочитанного романа «Сто лет одиночества» и повести «Полковнику никто не пишет» лучше не приходить. А если обе книги уже прочитаны, смело приходите на драмовский спектакль и ищите в нем все смыслы, которые под силу будет найти.