Омский театр драмы, не желая уступать своим коллегам в столичных городах, взялся за постановку спектакля-притчи по повести «Полковнику никто не пишет». Нашелся и режиссер подстать произведению — современный, странный и загадочный. Марина Глуховская уже поставила всех героев лермонтовского «Маскарада» на ролики, теперь от нее тоже ожидали чего-нибудь оригинального.
Оригинальничать решили уже с самого начала — «заперли» героев в бревенчатом доме, стоящем на малой сцене, вокруг дома разложили дрова, а посередине жилища поставили огромную емкость, наполненную настоящей водой. Вообще «настоящего» в спектакле было много: натуральный голодный петух, почти весь спектакль просидевший в клетке, живые, помещенные в банки пиявки, ну и, наконец, незабываемый осенний дождь, капавший прямо с крыши. Такое внимание режиссера к мелким, но очень важным деталям совсем не случайно — просто нельзя было оставить без внимания все то, что Маркес так настойчиво выделил у себя в книге, ведь практически каждая деталь у него скрывает определенные аллюзии.
Тут у читателя может возникнуть резонный вопрос: о чем же может поведать спектакль, в котором пиявки соседствуют с петухом, а дом стоит на воде? Попробую пояснить. Спектакль, как и книга, обо всем и ни о чем. На протяжении многих лет старый полковник ждет, когда ему придет извещение о том, что ему начислили пенсию, но «полковнику никто не пишет» — пустяковый вроде бы случай становится предметом полуторачасового разбирательства, но суть — то совсем не в денежных проблемах, а в одиночестве, том самом, о котором Маркес размышлял еще на страницах своего «нобелевского» романа.
Главных героев, то есть полковника и его жену, в этом спектакле играют народный артист России Валерий АЛЕКСЕЕВ и заслуженная артистка России Валерия ПРОКОП. Играют они своих героев так, что дух захватывает не только у зрителей, но и у самих актеров. Потрясающе и все тут — не прибавить, не убавить. Хорошо, когда для хорошего спектакля есть хорошие актеры. О режиссерской работе говорить сложно, поскольку не совсем ясно, кто больше отличился в этом спектакле — Марина ГЛУХОВСКАЯ — режиссер или она же, но уже в качестве автора инсценировки. Зато оригинальность этого режиссера заметна даже невооруженному и неопытному взгляду обывателя, что позволяет ему (обывателю) отпускать реплики, подобные этой: » Ну и наворотили — непонятно, но интересно». Конечно, будет непонятно, на такой спектакль без прочитанного романа «Сто лет одиночества» и повести «Полковнику никто не пишет» лучше не приходить. А если обе книги уже прочитаны, смело приходите на драмовский спектакль и ищите в нем все смыслы, которые под силу будет найти.