Имя, любимое всеми российскими мальчишками вот уже более сорока лет, лучезарная улыбка, дарящая обаяние всем девчонкам даже через толстую оболочку скафандра, не дает покоя и творческим кругам.
Люди, находящиеся в постоянном поиске чего-нибудь нового, постоянно натыкаются на вечное, такое, как, например, первый человек в космосе. Само сочетание звуков «Гагарин» дает ощущение полета, полета фантазии. И возвращается в самом неожиданном виде. Например, в виде уголка для релаксации «a»la Гагарин»: пенообразное кресло из пустых пластиковых бутылок, небрежно посеребренное то тут, то там. Рядом с креслом стеклянный столик, вот уже несколько лет не сдающий ведущую позицию в ряду самым стильных элементов интерьера. Дабы эта деталь не превратила всю идею в сплошную банальность, одна из граней столешницы отколота. Может, специально, а может, целого стекла не нашлось — это каждый додумывает самостоятельно. И, наконец, деталь, несущая всю смысловую нагрузку, освещающая, и в прямом и переносном смысле, всю композицию творческим светом, светом далеких галактик — красный фонарь. В космической интерпретации фонарь выглядит как огромная колба, и лишь красный цвет остается классическим — красным.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Экспонат «Памяти Гагарина» — лишь песчинка в море глобального эксперимента, задуманного галереей «Лошадь Пржевальского». Эксперимент выплеснулся за рамки камерной атмосферы самой галереи, и для конкурсной экспозиции «Новая кровь» пришлось арендовать зал музея им. Врубеля. Но и этого помещения оказалось мало, чтобы вместить всех участников первого городского открытого конкурса концептуального искусства, которым от семнадцати до девяноста лет. Отказалось творческое «безобразие» вмещаться хоть в какие-то рамки. Лишь один из экспонатов — мусор в позолоченной раме — стал исключением, подтверждающим общее правило.
Около месяца проходил отборочный тур конкурса, начавшийся еще в мае. Из всего нагромождения фантазии, вызова и абсурда определился состав участников конкурса, которые защищали свои идеи на торжественном открытии ярмарки концептуального искусства и предметного дизайна. Под живую музыку — импровизация, вслед за загадочным действием группы «Флокс», носящим название «Перфоманс» ярмарочное колесо завертелось. Согласно плавящей июньской жаре снаружи, взрывному творческому духу в выставочном зале, звенящие кубики льда плавились о разгоряченные тела: зрители с огромным удовольствием прижимали лед к телу, втирали в волосы, подкидывали соседу за шиворот.
ГЛЮКИ
На живых неформалов с неподдельным интересом смотрят с выставочных витрин пара байкеров. Кожаный прикид, лохматость и бутылка виски в сетке забавно гармонируют с открытым, детским взглядом кукол. А от них указатель в виде сплющенной бутылки туда, в море глюков. Где из водопроводного крана прямо в подставленный стакан стекает электрическая лампочка на проводе, где чайник к зебровой полосатости получает в нагрузку еще два носика: три — магическое число. Где из грубой кирпичной кладки, спрятанной за стекло, вылезает наружу глиняный след лица. Где стеклянное пространство бороздит ладья из бисера, а маленький шарик мечтает вырасти и стать большим. Где проблема выведена в виде мизерной хахаряшки в рамке, а там, где этой хахаряшки нет, нет и проблем. Где современность врывается в виде грубой деревянной подставки для сотового телефона всего за четыреста «рэ». А рыба имеет крылья и парит в воздушном пространстве, пресытившись живительной влагой. И все это поет о свободе под чарующие звуки клиз-мастера: разодранный на части аккордеон ощетинился голубыми клизмами. Фантазия безгранична!