БОЛЬШИЕ ХЛОПОТЫ О МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Малое предпринимательство, еще несколько лет назад считавшееся явлением временным, стихийным, полукриминальным, ныне прочно заняло свою нишу в экономике. Конечно, до сытого Запада, где малый бизнес является одним из основных источников наполнения бюджетов и создания рабочих мест, нам еще далеко. И все же специалисты отмечают в этом секторе относительную стабилизацию

Любопытны в этой связи результаты одного исследования. У 1200 руководителей МП в 73 регионах поинтересовались, как «чувствуют» себя их предприятия. Ответ «хорошо» услышали от 85 процентов опрошенных, хотя еще два года назад этот показатель был вдвое меньше. Все большую лояльность, интерес к малому бизнесу стали проявлять не только власти. Настороженность и недоверие стали понемногу сглаживаться и со стороны кредитных учреждений, налоговых органов, надзорных служб. Даже обыватели слова «частник», «частная фирма» произносят сегодня без былого негативного оттенка…

Предпринимательство вошло в нашу жизнь и стало укрепляться. В некоторых сферах без него уже не обойтись. К примеру, в Омской области частники «монополизировали» автосервис, производство резинотехнических изделий и нестандартного оборудования, выпуск чулочно-носочных изделий. На долю малого бизнеса в регионе приходится 87 процентов выпускаемой деревянной тары, половина объема готовых деревянных блоков (окон, дверей), 27 процентов мебели, 20 процентов овчинно-меховых изделий. Достаточно велика доля МП в пищевой и перерабатывающей промышленности. А общепит, бытовые услуги!

Зерна малого бизнеса неплохо проросли даже на ниве образования, науки, культуры, здравоохранения. Взять, к примеру, стоматологию. Именно благодаря частным фирмам омичи получили доступ к новейшим современным технологиям лечения и реставрации зубов. Но особенно отраден тот факт, что заметно возрастает доля МП, работающего в реальном секторе экономики, хотя, вспомним, еще в 1995 году малый бизнес был прочно «завязан» на торгово-посредническую деятельность.

Сначала обследование, потом — диагноз

Определенные выводы о состоянии его дел можно получить, проанализировав данные областного комитета госстатистики. Впрочем, изучением малого предпринимательства по рекомендации Госкомстата РФ занялись и в других регионах России.

А потом с целью получения комплексной и объективной информации, характеризующей производственный, финансовый и инвестиционный потенциал организаций малого бизнеса, правительство решило провести их обследование повсеместно.

Кстати, последний раз сплошная «диспансеризация» малых предприятий проводилась еще в 1994 году. Сколько же воды (и денег) утекло с тех пор, как изменились экономические и социальные условия, обновилась налоговая и законодательная база! Конечно, ситуацию в малом бизнесе специалисты отслеживали, но выборочный метод не позволял реально оценивать обстановку в этом секторе, отраслевую направленность предприятий, получать данные о натуральных показателях выпускаемой ими продукции. Скажем, даже на вопрос о том, сколько в среднем живет малое предприятие, как часто меняет оно виды деятельности, статистики затруднялись ответить.

Так что, по мнению председателя областного комитета госстатистики А. Агеенко, в целесообразности такого обследования сомневаться не приходится. Результаты переписи станут не только своего рода «компасом в мире бизнеса», но и позволят власти определиться в направлениях и мерах поддержки предпринимательства, выявить наиболее перспективные отрасли для инвестирования. Кстати, предприниматели, поначалу без особого энтузиазма встретившие предложение «раскрыть карты» о своей деятельности, в конце концов все же прониклись важностью этой акции.

Как считает А. Агеенко, подобную перепись МП надо бы проводить каждые три года, чтобы прогнозировать развитие малого бизнеса хотя бы на ближайший период, обеспечивая снижение рисков для предпринимателей при вложении средств, стимулируя приток капитала в экономику.

Один пишем, два — в «тени»?

Впрочем, уже первые обобщенные данные свидетельствуют: малое предпринимательство стало важной частью региональной экономики. К примеру, численность занятых в организациях МП составляет у нас свыше 103 тысяч человек, то есть 11 процентов работающего населения области (в 1999 году их было 51 тысяча). В прошлом году малый бизнес произвел товаров и оказал услуг на сумму более четырех миллиардов рублей (на 29 процентов больше, чем в 1999-м). В объеме выпуска продукции на долю мелких промышленных предприятий приходился 31 процент, среди строительных организаций — 15 процентов, объектов торговли и общественного питания — 23 процента. Однако прибыль, показанная предприятиями по итогам минувшего года, составила всего 440 млн. рублей… Где же деньги? Выходит, свой «навар» предприниматели по-прежнему предпочитают оставлять в «тени»… И это, безусловно, серьезный повод и властям, и налоговым органам задуматься над тем, что мешает сделать деятельность «частников» более прозрачной.

Или, скажем, взять такой официальный показатель: средняя заработная плата в малом бизнесе составляет… 665 рублей, в то время как даже в самых «бедных» отраслях промышленности, например в легкой, он в два раза выше!

Конечно, хлопот с малым бизнесом немало. И все же власть намерена идти навстречу предпринимателям. Во всяком случае, именно так можно расценивать принятый недавно в области документ об основных направлениях государственной поддержки малого предпринимательства, которым, в частности, предусмотрен новый механизм финансовой помощи малым предприятиям и организациям.

Суть этой «подпитки» не в прямом кредитовании, а в частичной компенсации кредитной ставки. Однако участвовать в этой программе смогут лишь предприятия, способные создавать новые рабочие места, обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции, а также окупить инвестиционный проект в течение года. И еще. Власть готова сотрудничать с мелкими предприятиями, давая выход частной инициативе, но лишь при условии, если этот бизнес будет честным и открытым. Готовы ли предприниматели к этому?