ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР - В ЗОНЕ АВТОРИТЕТ

ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР — В ЗОНЕ АВТОРИТЕТ

Производство в исправительных учреждениях - дело серьезное. В дореформенные времена заработанное от реализации выпущенного за колючей проволокой товара в немалой степени поддерживало жизнедеятельность ИУ

Ныне объемы производства заметно упали, но кое-что еще держится, в том числе и на … энтузиастах. Звучит вроде бы парадоксально: зона и трудовой энтузиазм… Но, между прочим, на самом деле есть в системе управления исполнения наказаний Минюста по Омской области и свои заслуженные рационализаторы «тюремного хозяйства». Николай Ступаков, например, — единственный в регионе по этому «профилю» заслуженный рационализатор и изобретатель РФ, ведущий конструктор ИУ-3…

Изобретать Николай Алексеевич начал в 1965 году, в первые же месяцы его трудоустройства в это спецучреждение. С подачи Ступакова тогда был спроектирован и запущен в производство штамп-автомат для изготовления копнителей. Пик их выпуска пришелся на конец 80-х, когда колония поставляла эту продукцию в объеме более 29 тысяч штук ежегодно Красноярскому комбайновому заводу.

За разговорами на тему «как это было» Николай Алексеевич вздыхает украдкой: то были времена расцвета, когда ежесуточно на зоновском предприятии шло в дело до 150 тонн металла, а осужденные и вольнонаемные работали по три смены. Работали, например, над сеялками для новосибирского. «Сибсельмаша» — Ступаков вышел тут с идеей модернизации и освоения прикатывающих дисков, рационализировал узлы культиваторов («Вся продукция была «сырая», требовала доработок»). За годы он внедрил 46 рацпредложений. Говорят, экономический эффект даже «в тех деньгах» исчисляется миллионами.

— Конечно, как и в любом деле, встречались проблемы, — говорит Николай Алексеевич. — Бюрократия есть везде, в том числе и за высокими заборами с колючей проволокой. Несколько рацпредложений я долго не мог запатентовать, пока не включил в соавторы «нужных» людей…

Под другие времена пришлось перестраиваться. Перешли на выпуск сетки-рабицы, гвоздей, проволоки-«колючки», открыли швейный цех. Но самым перспективным и доходным направлением здесь считают заказы Сибзавода по выпуску пяти узлов и около сорока деталей к новой сеялке. Сеялка — тоже предмет для творческих идей Ступакова. Сейчас он пытается обеспечить экономию идущих на выпуск деталей материалов.

Для осужденных такие, как Н.А. Ступаков, — авторитеты. От главного конструктора во многом зависит, как будет работать производство. А оно за колючей проволокой — порой единственный шанс уйти от серости бытия да еще что-то заработать. Свободные деньги на зоне всегда особенно ценятся. Оттого, наверное, и «в отпуск» работающие зеки идти не хотят.