Буряты и татары, немцы и ненцы, белорусы и азербайджанцы, украинцы и русские — на обширных просторах Зауралья всем есть место. И при всем многообразии национального спектра — практически полное отсутствие национальных проблем. Во многом это заслуга царской империи, которая отнюдь не была тюрьмой народов. Любопытно, что отношения с инородцами в России строились по схеме, заимствованной у Золотой Орды: минимальное вмешательство во внутренние дела и полная веротерпимость. За всю историю покорения Сибири было, по сути, всего два случая реальных вооруженных столкновений: Ермака с ханом сибирских татар Кучумом и позже — с енисейскими кыргызами.
Но подавляющее большинство сибиряков все-таки люди пришлые. На две трети — русские, на треть — остальные национальности СНГ.
Мигранты принесли с собой на новые земли свою культуру, свой язык, свою веру. Сегодня уже далеко не все сибиряки представляют себе, откуда родом были их деды и прадеды. Любопытно, что процесс переселения отнюдь не носил случайного характера, По крайней мере так считают сотрудники Института истории СО РАН.
Самые первые переселенцы — «коренные сибиряки» — это, пожалуй, кержаки и чалдоны. Считается, что эти названия образовались от имен рек их малой родины — Дон и Кержень (приток Волги).
Чалдоны считали себя потомками служилых людей — донских казаков и войска Ермака — и резко выделяли себя из среды крестьян.
Кержаки были староверами с реки Кержень Нижегородской губернии. В основном это выходцы из северо-восточных территорий европейской России -Пермской, Вятской губерний. «Лесные люди» кержаки часто селились в отдаленных районах гор и тайги.
Почему одна из групп переселенцев назвала себя курганами — не ясно. Но корни курганов в среднем Поволжье — Самарской и Пензенской губерниях.
Вятские — мужики хватские — старались селиться на особицу.
Мигранты, осевшие в верховьях Оми, на реке Таре, были настоящими западниками (Виленская, Витебская губернии). Мужчин называли москалями, а женщин — московками.
Привычные к землепашеству в экстремальных условиях, переселенцы смогли осушить Васюганские болота — урманы в Северной Барабе. С их приходом вместо неприхотливой ржи здесь начали сеять пшеницу, появились огурцы и помидоры.
Интересно, что православные белорусы считали себя русскими. И только католики называли себя белорусами, хотя соседи все равно окрестили их поляками. Новой родиной для них стало Васюганье.
Украинские поселения с характерными хатами-мазанками и камышовыми крышами возникли на новой батьковщине — в Кулундинской степи. Немало удивлялись приезжие рубленым домам сибиряков: «Люди живут в дровах! Наши-то из кизяков сделаны». В целом можно сказать, что мигранты из европейской России пытались отыскать в Сибири привычные для себя ландшафты…
Сегодня Сибирь переживает новую волну миграции — из Средней Азии. Правда, это не столько переселение, сколько возвращение на родину. Тем не менее процесс смешения культур и языков в сибирском котле получил новый импульс.