Городской транспорт: Льготы возвращаются

Еще пара недель - и исчезнет из транспортного лексикона не любимое многими омичами слово "аренда"

Конкретно — с 1 февраля. Любой человек, имеющий право на установленные законодательством льготы в городских автобусах, троллейбусах и трамваях, теперь сможет их реализовать. Надеемся, уйдут в прошлое и конфликты в салонах, и звонки обиженных ветеранов в редакцию, и перманентное, чреватое конфликтом напряжение между теми. кто едет, и теми, кто возит, в котором обе стороны, по сути, не были виноваты.

На днях начальник управления транспорта Анатолий БОРИСОВ официально озвучил итоги соглашения, подписанного первым заместителем губернатора Андреем Голушко и и.о. главы городского самоуправления Александром Стерляговым. Именно эти подписи, а также понимание всеми ветвями и уровнями власти, что транспорт должен работать, и есть гарантия того, что понятие «аренда» уйдет в прошлое, подчеркнул руководитель транспортного управления.

Безусловно, говорить Анатолий Константинович мог, лишь отвечая за нынешний бюджетный год. В 2002-м будет новый бюджет — что сейчас загадывать? Однако на состоявшейся пресс-конференции ему пришлось вновь отвечать на вопросы о тех же гарантиях. Хотя ответ и так известен: отношения между городом и областью, похоже, постепенно успокаиваются, возможно, наступает время конструктивных перемен и решения самых непростых вопросов. А что касается аренды на транспорте, то она не была «инициируемым издевательством» над льготниками: в условиях вчерашних политико-бюджетных конфликтов, оставивших отрасль на голодном пайке, это была единственная возможность удержать объем перевозок и сохранить как подвижной состав, так и кадры.

Если льготник не платит — значит, за него платит кто-то другой. Подписанное соглашение четко устанавливает этого «кто-то»: «Администрация Омской области гарантирует выделение денежными средствами 100 миллионов рублей управлению транспорта администрации города на покрытие убытков по предоставлению льгот согласно федеральным законам…». Иначе говоря, налицо то, о чем говорилось давно: есть компенсация — есть и льготы. (Кстати, на пресс-конференции Анатолий Борисов еще раз подчеркнул, что как бы ни развивался транспорт, «мы больше не пойдем на то, чтобы осуществлять перевозки за счет зарплаты тех, кто этими перевозками занимается).

Пункт четвертый соглашения также может быть интересен омичам уже тем, что само его появление как нельзя лучше иллюстрирует курс на мирное сосуществование, принятый субъектом федерации и муниципальным образованием: «Принять к сведению информацию администрации города Омска о выделении 50 миллионов рублей управлению транспорта на погашение кредитов за ранее приобретенные автобусы марки «Кароса»…» Не приобрести эти автобусы когда-то — значило бы поставить перевозки в условия необратимой амортизации. Сегодня, как пояснил Анатолий Борисов, уже не оспаривается та истина, что парк нуждается в перманентном обновлении, и переговоры на этот предмет также будут проводиться.

Еще одна непростая проблема — горюче-смазочные материалы. Начальник управления транспорта процитировал пятый пункт соглашения («Администрация Омской области совместно с ОАО «Сибнефть» принимает меры по урегулированию вопросов цен на горюче-смазочные материалы; с АК «Омскэнерго» — на электроэнергию для управления транспорта администрации города Омска») и восьмой пункт («В случае повышения цен на энергоносители администрация Омской области рассматривает механизм возмещения дополнительных расходов). Надо сказать, что и город, чьи финансовые возможности, конечно же, неизмеримо ниже, тем не менее в разрезе соглашения выглядит партнером, готовым взять на себя посильные ( и отнюдь не малые для своего бюджета) обязательства. Несколько пунктов вполне конкретно (в том числе и языком цифр) говорят об этом.

Может быть, не стоило так подробно озвучивать соглашение. Может быть, хватило бы цитаты его первого пункта, где как раз говорится о переводе с 1 февраля всего парка в обычный режим работы с предоставлением в полном объеме льгот всем категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством. Но ведь не только журналистам, но и читателям важно знать, насколько мы все застрахованы от какого-нибудь нового транспортного кризиса. Как же общеизвестное «гладко было на бумаге…»? Анатолий Борисов не отрицает, что определенные трудности при реализации намеченной программы все же будут. В основном это трудности прогнозируемые.

Не обернется ли отмена льгот сокращением подвижного состава на линиях? Нет, объем останется тот же. Более того. разрабатываются мероприятия по восстановлению работы транспорта до 23-24 часов. А открытие садовых перевозок (к ним в управлении уже готовятся), естественно, приведет к увеличению количества маршрутов, добавит на линии 30-40 автобусов.

Пострадают ли от перемен арендаторы и те, кто работал на арендных автобусах? Опять же, как утверждается, — нет. Поскольку автобусы передавались в аренду своим же работникам те просто вернутся к прежнему режиму работы, не проиграв в зарплате.

Не будут ли некоторые недобросовестные кондукторы брать деньги с неосведомленных льготников? В принципе, на первых порах такие единичные случаи возможны. Однако сейчас на предприятиях идет серьезная подготовка, которая, конечно же, не ограничивается «сменой вывески» на автобусах. В ходе ее проводится и инструктаж с водителями, кондукторами, ранее работавшими на «аренде».

Анатолий Борисов обратился к омичам — пассажирам с просьбой, которая, по сути. для законопослушного гражданина и не просьба даже. Суть обращения в следующем. Сейчас. когда людям вернули льготы, очень важно, чтобы и пассажиры поняли — следующий шаг навстречу должны сделать именно они. Какой? Если вы не имеете льгот — платите за проезд. Если вы льготник, а рядом с вами стоит очевидный «заяц», не отмалчивайтесь. Так любой транспортный кризис легче будет преодолеть.