Новый проект — о туманностях и галактиках, о кометах и астероидах. о космических странниках-метеоритах, но — в творческом переосмыслении Вселенной и места в ней художника. «В древности люди очень много брали от неба: ориентировались по звездам, дни считали от рассвета и до заката солнца, размышляет Е.Дорохов. — Вот и я, маленькая песчинка Вселенной, захотел воздать хоть крупицу должного небесным сферам. По пластике небо мне очень близко, ведь я тяготею к абстрактным формам, что дает больше возможностей для игры воображения».
Художник, однако, понимал, что одних только творческих импульсов ему будет недостаточно для многогранного осмысления одновременно и хаоса, и гармонии космоса. «Плечо подставил» руководитель творческой лаборатории «Сияние» Владимир Крупко. Евгений Дорохов стал слушателем его лекций, выезжал с астрономами в экспедиции. Сегодня «Сияние» разделяет с художником плоды совместных трудов.
— Евгений — необычный художник, у него свой взгляд на бесконечное, — считает Владимир Крупко. — Вот мы с вами в телескопы наблюдаем далекие от нас миры, а он видит сердцем. Это особый орган зрения для познания Вселенной, и человек, обладающий им, может видеть необычность объекта или космического явления.
Мы живем в средине звездной эры, когда звезды активно формируются, живут и умирают. Первое их поколение образовалось, когда Вселенной было всего несколько миллионов лет. В последующие несколько миллиардов лет появились первые галактики. Потом сформировались Солнце и Солнечная система -это произошло примерно четыре с половиной миллиарда лет назад… Когда-нибудь звездная эра закончится, выгорят последние красные «карлики»-звезды. Но человечеству еще долго, по нашим, земным, понятиям, жить. И пока… Пока взгляд наш прикован к одному из самых
прекрасных моментов из жизни Вселенной, когда темный бархат ночных небес усеян алмазной россыпью звезд. Евгений Дорохов сумел передать эти чудесные явления графикой, кистями, красками.
Искусствовед Галина Мысливцева отмечает, что графические серии Дорохова, вопреки ожиданиям, напоминают не о порядке и гармонии Вселенной, а о непрерывно свершающихся в ней процессах: бурях, катаклизмах. Рваные края, разметавшиеся штрихи, угловатые формы… Это — вспышки сверхновых звезд и черные дыры, вихри и воронки, в общем, «шевелящийся хаос». А художник находит в нем свои гармонии. В экспрессивных абстракциях все элементы запечатлены в миг краткого динамического равновесия, и законы композиции приближаются здесь к законам гравитации. В некоторых композициях довлеет идея земного притяжения. И это тоже — взгляд художника, сына Вселенной.
Выставка отражает две плоскости взаимоотношений человека и космоса. Видеоряд, телескопические приборы олицетворяют дерзновенное стремление людей «узаконить» рациональный хаос далеких миров. Но «техническое обеспечение» соседствует с плодами чувственного, эмоционального восприятия бесконечного. Это и есть изюминка выставки.
Омский планетарий дополняет ее подлинными метеоритами, принесенными на Землю звездным дождем. Это — легендарные тектиты, которых в мире по пальцам можно перечесть, особенно если связаны они с единственным на нашей планете метеоритным кратером. О тектитах древние знахари говорили как о спасителях от сглаза, болезней, глупой смерти. А экстрасенсы утверждают: тектиты несут особую космическую энергетику. Во всяком случае, в кабинете Владимира Крупко экстрасенсы всегда безошибочно находят этих маленьких посланцев большого космоса…