О выставке «100 картин — 100 художников. Искусство прошлого века» мы уже писали. Но даже эта эклектичная экспозиция могла выглядеть достаточно серьезно, если бы организаторы попытались создать хоть какую-нибудь концептуальную основу.
АН нет. Посетителям выставки предложили как бы просто полистать картинки — то бишь просмотреть картины и весело провести время. Но, предложив массу предметов для созерцания, организаторы не учли, что количество и качество зрелища — это не одно и то же. В результате создалось впечатление, что со зрителем для чего-то заигрывали, причем в ущерб искусству.
Впрочем, как бы то ни было, спасибо организаторам выставки сказать стоит. Омичам впервые предложили посетить галерею, которая расположена не в центре города. А это значит, что сознательно или нет, но авторы выставки расширили круг зрителей за счет жителей городка Нефтяников: ведь в этом районе не часто открываются художественные галереи. Другой плюс выставки — были показаны работы молодых, но талантливых художников.
Апогеем выставки «100 картин — 100 художников. Искусство прошлого века» должен был стать аукцион. Пожалуй, это еще один рискованный шаг, на который решилась галерея. Однако организаторы аукциона, заявив о его проведении, так и не смогли внятно объяснить, является ли это мероприятие действительно серьезным коммерческим предложением потенциальным покупателям, или это же просто развлекательной акцией. По-видимому, инициаторы выставки и аукциона сами не до конца понимали, что собой представляет омский художественный рынок, насколько он прозрачен, и в какой мере трудоемка у нас любая продажа. А между тем известно, что «покупательная способность» наших ценителей искусства достаточно низка. И омским художникам зачастую приходится продавать свои произведения в других городах. Это относится даже к монументальному искусству. Например, Александр Капралов продал свой известный «Трон» (скульптуру, стоящую неподалеку от Дома художников) в соседний город.
Кроме того, сам аукцион — спектакль, где разыгрывается борьба амбиций, и то, что уходит с молотка — показатель состоятельности омичей. Галерея создает круг людей, которые заинтересованы в продвижении искусства, а потому галерист должен предлагать только то, за что он ручается, тем более если сложный продукт искусства предполагается выставить на продажу. Работа художника — товар, который не калькулируется на уровне себестоимости холста, красок, подрамника. Покупая картину, вы приобретаете некое чувственное восприятие, и стоимость этого восприятия трудно высчитать, не зная конъюнктуры рынка. Последний аукцион, где шоу разыгрывалось вокруг картин, проходил пять лет назад. По всей видимости, Д. Избалыков как организатор и автор идеи решил, что со временем ситуация меняется, а потому 23 апреля в галерее «Редкие вещи» была предпринята попытка возобновить аукционы.
На продажу первоначально было выставлено три картины: «Приближение» Д. Избалыкова (начальная цена -5000 рублей), «Перо» А. Чурсина (10000 рублей), «Хризантемы» Ю. Малаевой (7000 рублей). Среди публики, пришедшей на аукцион, были и серьезные знатоки искусства, способные, и, видимо, желавшие пополнить свои коллекции. Но они быстро поняли, что здесь не продажа, а шоу, и желание участвовать у пришедших пропало. Организаторы решили, что «заломили» высокую цену. Чтобы исправить положение, выставили картину Т. Лебедкиной «Луна» (200 рублей). Однако и это ситуацию не спасло. Результат можно описать в четырех словах: Раз! Два! Три! Не продано!
Забавно, но сложившаяся ситуация не вызвала у организаторов особого разочарования. То ли они вообще не надеялись продать картины, то ли возложили ответственность за неудачу на «непросвещенного» зрителя. Вечеринка продолжилась заштатным концертом-междусобойчиком, на котором художники превратились в исполнителей модной ныне трансовой музыки, которая в свою очередь постепенно трансформировалась в некий симбиоз рока и транса.
В общем, аукцион оставил ощущение неудобства, организаторы то ли чрезмерно доверились экспромту, то ли намеренно формируют специфический образ омского «культурья». Последнее пугает.