Разумеется, что за всей этой химией, используемой нашими заводами и организациями, неусыпно следят и делают все возможное, чтобы она не «сбежала» из цистерн и хранилищ. Но в наше время от нештатных ситуаций не застрахован никто: оборудование ветшает, дисциплина — что греха таить — падает, и ЧС техногенного свойства для нас уже давно не редкость.
Между тем некоторые химические соединения по действию на человека не уступают боевым отравляющим веществам. Хлор, например, в Первую мировую войну немцы применяли для химических атак. Они уже тогда по достоинству оценили «прелести» этого газа, обладающего резко выраженным раздражающим и удушающим действием. И этого оружия, смертельная концентрация которого равна 0,1 мг/л, в Омске хранится около трехсот тонн!
Не менее вреден для человека и аммиак, между тем по разным предприятиям города его разбросано более полутысячи тонн. Этот нейротропный яд обладает раздражающим и удушающим действием, опасен при вдыхании и попадании на кожу и слизистые оболочки, смертельная концентрация составляет всего 2,5 мг/л. Кроме того, пары этого горючего газа в соединении с воздухом образуют взрывоопасную смесь, а с метаном — цианистый водород. А еще аммиак обладает отсроченным действием — вспомните хотя бы происшествие в АООТ «Омский хладокомбинат», где вырвалось на свободу всего лишь 70 килограмм этого вещества. Несколько человек сразу же увезла «скорая помощь», а один попал к медикам только некоторое время спустя. Сперва-то он чувствовал себя хорошо, вот и пошел домой — и уже оттуда его успели забрать врачи. Иначе бы случилось непоправимое.
Это только два химических вещества. А ведь есть еще серная, соляная, азотная кислота, более трех тысяч тонн ацетальдегида, свыше 500 тонн ацетонитрила и под сотню тонн метилакрилата — да мало ли еще какая химия есть в нашем городе…