Сегодня Валерий Сергеевич возглавляет один из отделов ОАО «Сибнефть» и, по словам коллег, просто незаменим на своем месте. А недавно он отметил свой пятидесятый день рождения. На юбилей съехались гости со всех уголков России. Гостей в семье Опенько любят, принимают радушно и хлебосольно. Вот и меня Валерий Сергеевич пригласил на семейный ужин, за которым мы беседовали о жизни прошлой и нынешней…
«Родился он в деревне Привет Омского района. Рос обычным деревенским пареньком.
В шесть лет, как это и положено настоящему мужику, натаскав у отца папирос «Звездочка», закурил. Курил долго… Полдня…
— Когда я, обкуренный и шатающийся, пришел домой, — смеется Валерий Сергеевич, — отец, а он был человеком кряжистым и сутулым, приподнял меня за шкирку над землей, посмотрел в глаза, поставил на место и произнес: «Сынок, если ты хочешь быть таким же согбенным, как я, хочешь так же кашлять ночами, то, пожалуйста, кури».
Два часа после такой нотации отсиживался мальчишка за огородами и тогда-то решил для себя раз и навсегда — никогда в жизни ни одной затяжки, ни одной сигареты…
С первых школьных дней серьезно увлекся спортом. Я недоумеваю: какой может быть спорт в деревне? Ну, некуда силушку девать — пойди дров поколи, сена потаскай, за скотом убери.
— Колол, таскал, убирал, — опять смеется Валерий Сергеевич. — Но не хватало мне физической нагрузки — и все тут.
В девятом классе он стал чемпионом области по конькобежному спорту. В десятом классе подружился с симпатичной девочкой Ниной, с которой сидел за одной партой, а на первом курсе института физкультуры сказал родителям: «Женюсь». И… женился на той самой девочке. По окончании института ушел в армию. Вернулся на кафедру родного вуза. Заработав денег в стройотряде, сделал взнос на кооперативную квартиру.
— Долгое время мы с женой по чужим углам скитались, — вспоминает мой собеседник. — А тут своя квартира. Въехали. День живем, радуемся. Второй живем. На третий в семь утра раздался звонок в дверь. Открываю, а там Виктор, мой друг по институту. Ни здрасьте, ни сумку не поставил, а прямо с порога заявил: «Валерка, поехали на Север!» Нина услышала и кричит из комнаты: «Поехали, Валера!..»
Так, с 1974 года, началась северная эпопея Опенько. В Ямало-Ненецком автономном округе, в Тазовском районе. Жили в спортивной школе, директором которой его назначили.
За своих ребят болел директор, как папа родной. Услышал, что в Ленинграде начался выпуск видеомагнитофонов. Набрал рюкзак рыбы — и туда. Пришел к директору магазина, говорит: так, мол, и так, я директор спортивной школы. На Ямале спорт поднимать нужно, технически мы не оснащены, а для учебного процесса нам видеомагнитофон просто как воздух необходим.
От рыбы директор магазина, конечно, отказалась, всего одну нельмочку взяла, но в очередь записала. Неделю ходил наш северянин отмечаться. Наконец завезли аппаратуру.
— Продавец по журналу смотрит, а в списке под номером один -Тазовская спортивная школа. А под вторым номером, знаешь, кто был? Цыгане…
Так в поселке Тазовском появилось свое кабельное местное телевидение.
Особое место в воспоминаниях этого человека о северном периоде жизни занимает эпизод о том, как приезжали в Тазовский на охоту космонавты — Романенко и Иваненко.
Приехали и говорят: мы, мол, тут у вас поохотиться хотим, рыбки половить, на берегу речки Таз в палатке пожить. А на дворе середина июля. Представляешь, что это такое на Севере?
Я отрицательно мотаю головой.
— Это полчища мошки и гнуса! Пытались мы космонавтов отговорить, да куда там! В общем, забросили их на вертолете в самые рыбные места. Через три дня встречаю их, выходят из «вертушки» — а лица!.. Глаз не видно, носы что свекла, на щеки глядеть страшно -досталось ребятам от наших кровососущих по первое число. Ни мази, ни накомарники не помогли. Пришлось их потом в русской бане отпаривать да укусы водочкой отмачивать.
Но как бы там ни было, космонавты рыбалкой остались довольны! Прямо с орбиты послали Опенько свое фото с надписью: «Валере на память о встрече в Тазовском с пожеланиями удачи и счастья. 22 июля 1985 года».