К примеру, в 25 лет так блестяще сыграл старика в пьесе Голсуорси «Глубокие корни», что экспертная комиссия даже упрекнула режиссера: зачем такого древнего старца-актера заставлять работать?..
А еще он мастерски пародирует Александра Вертинского. Помимо театра Кузнецов увлечен массой разных вещей: пишет стихи, сочиняет сценарии театральных «капустников», делает по эскизам художников макеты к спектаклям, рисует, вышивает (!), мастерски фехтует, играет на гармошке… Словом, настоящий актер-профессионал старой закалки, который одинаково хорош и в роли основательною купца Белугина-старшего в пьесе А. Островского «Женитьба Белугина», и в роли блистательного Алана Люса в «Весельчаках» Н. Саймона. Именно на нем остановил свой выбор известный кинорежиссер Алексей Герман, когда искал в разных театрах страны исполнителя роли Вага Колесо в своем новом фильме «Трудно быть богом» по повести братьев Стругацких.
А на днях Кузнецов отметит сразу два юбилея — 65 лет со дня рождения и 45 лет работы на театральных подмостках. По этому случаю в «Галерке» 7 мая состоится юбилейный вечер. Накануне мы встретились с Анатолием Михайловичем в гримерке, чтобы поговорить о превратностях актерской судьбы.
— Когда вы решили стать актером?
— Учился тогда в седьмом классе. Я ведь с детства участвовал в художественной самодеятельности, любил кино, театр, ходил на все спектакли. Когда вступал в комсомол, на уголке фотографии написал: «Будущий актер». Сразу после школы поехал в Москву — «штурмовать» училище имени Щукина — и… провалился на экзамене. Правда, дошел до третьего тура, а конкурс был почти 300 человек на место. Через год опять приехал — и та же история.
Вернулся в Омск, три года работал на заводе Баранова. А потом увидел объявление в газете: «ТЮЗу требуется вспомогательный состав». Это было в 1956 году. Вот так и началась моя актерская судьба.
— Говорят, в юности вы видели на сцене омской драмы Александра Вертинского…
— Да, мне повезло. Он тогда возвращался из Китая на родину, ехал через всю страну и почти во всех крупных городах давал концерты. Мне удалось попасть на галерку, хотя достать билеты было невозможно. Помню, я удивился, увидев в зале старушек и старичков явно дворянского вида — в пенсне, с тросточками… Они сидели в партере и просто наслаждались концертом. Кстати, Вертинский задержал его начало на полчаса — в гостинице запонки забыл. Конечно, потом была буря оваций.
-Анатолий Михайлович, как вас судьба занесла на Камчатку?
— ВТО в 60-е годы организовало в подмосковном доме творчества «Руза» семинар для актеров без специального образования из разных городов. Так мы в течение нескольких пет и учились — «без отрыва от производства». Там же произошла наша встреча с выдающимся театральным педагогом Верой Ефремовой. Позднее она возглавила Рязанский ТЮЗ, собрав актеров из разных городов. Я тоже приехал в Рязань по ее приглашению в 1961 году. Потом с ней же переехал в Калугу, работал в драмтеатре. В конце концов Ефремова уехала в Ульяновск, а я вернулся в Омск и один сезон проработал в ТЮЗе.
Мы с женой тогда хотели купить «Запорожец», а деньги-то где взять? Зарплата у актеров была мизерная. Вот и решили поехать на три года на Север — в Петропавловск-Камчатский. А через два года выиграли по лотерейному билету за 30 копеек «Москвич»… В общем, решили остаться и 23 года проработали в Камчатском театре драмы, о чем нисколько не жалеем. Кстати, лет пять-шесть я работал там вместе с популярным актером Володей Стекловым. На Камчатке моя актерская судьба сложилась очень хорошо, и до сих пор меня там помнят.
— А в «Галерке» как оказались?
— Оформив пенсию, мы с женой вернулись в Омск. Я решил бросить сцену и почти три года не работал в театре. Пока однажды не увидел афишу «Галерки». Оказалось, что Юра Гребень, с которым мы 30 лет назад вместе работали в ТЮЗе, играет главную роль в премьерной постановке — пьесе «Нахлебник». После спектакля зашел к нему в гримерку, разговорились… Он и посоветовал вернуться на сцену. И вот уже четвертый сезон работаю в «Галерке», из 16-ти ее спектаклей занят в 12-ти. Играю с удовольствием, поскольку этот театр с опорой на русскую классику мне внутренне близок.
— У вас есть любимые роли в «Галерке»?
— Евланька в спектакле «Во всю Ивановскую» по В. Крупину. Эта роль пришлась мне особенно по душе, ведь я родом из деревни. Я «совпал» с ролью как типаж. Сам Крупин приезжал в Омск, смотрел премьеру и после наговорил мне много комплиментов.
Люблю свою роль эвенка Еремеева в спектакле по Вампилову «Прошлым летом в Чулимске». Интересная роль у меня в спектакле «Весельчаки», где мы играем в дуэте с Гребнем, а еще — Глостер в «Короле Лире»…
— На ваш взгляд, зритель сильно изменился за эти годы?
— Но ведь и театр моей молодости был другим, в нем играли такие великолепные актерищи! Потоцкий, Некрасов, Дворжецкий… Были другой театр, другая режиссура и совершенно иной по восприятию зритель. Теперь театр повсеместно изменился, помолодел , ставятся совсем другие пьесы. Но меня радует, что к нам на спектакли ходит молодежь.
— Вы снимаетесь в фильме Алексея Германа «Трудно быть богом». На какой стадии находятся съемки?
— Герман обычно снимает картины по нескольку лет, и сколько времени продлится работа над новым фильмом, пока неизвестно: третий год съемки идут. Действие происходит в основном в старинных замках. Изготовлена уйма реквизита: мечи, кольчуги, панцири… У меня небольшая роль, причем моего героя казнят. Поначалу меня должны были «повесить» в живописном замке в Чехии, для чего планировался мой приезд в Прагу. Потом наняли каскадера, но Герману не понравился отснятый материал: в его фильмах все должно быть без фальши, по-настоящему. Для сцены казни в итоге сделали куклу — моего «двойника» в натуральную величину. Так и не пришлось в Чехию съездить — на собственную «казнь»…
А съемки моей основной сцены с Леонидом Ярмольником (он играет главную роль) намечены пока на осень. Известно, что Герман снимает актеров в основном крупным планом, так, что глаза должны быть, что называется, настоящими, искренними. Очень хочется сыграть свою роль достойно, не подвести его.
-Фойе «Галерки» украшают макеты зрительного зала и декораций к спектаклям, созданные вашими руками. Давно у вас такое хобби?
— Увлекся этим в последние годы в театре. Я ведь не только в гримерке сижу, но и по цехам люблю ходить — смотреть на работу бутафоров, костюмеров, художников…
— Ваша актерская судьба удалась или все-таки остались несыгранные роли?
— Я счастлив, что в юности не ошибся в выборе профессии и до сих пор играю на сцене, приношу людям радость.