Несмотря на то, что прожил он достаточно трудную и долгую жизнь (только в колледже преподает без одного года 30 лет). А может, благодаря тому, что не раз за минувшие десятилетия убеждался, что самые смелые идеи могут быть реализованы, если их авторами являются мудрые и целеустремленные люди.
Когда один из первых выпускников отделения «Дорожное строительство» Владимир Лейтланд на экзамене по строительным материалам в Тюменском инженерно-строительном институте (где он продолжал образование заочно) назвал одним из оных торф, то профессор ТИСИ чуть со стула не упал от изумления. «Молодой человек! — с возмущением возразил профессор, — торф — инородное для дорог тело. Если его использовать, дороги уйдут в землю, как в болото».
Но Владимир Лейтланд, молодой прораб с Самотлора, знал, что говорит новое слово в строительстве дорог на Севере. Ибо уже на практике он сотоварищи убедился: если в качестве основания дороги использовать торф, но только искусственно замороженный, то прочность ее несущей проверхности возрастет многократно.
Немного позднее Владимир Лейтланд за разработку новой технологии строительства дорог с использованием торфа получил звание лауреата премии Ленинского комсомола. В 70-х годах это была очень престижная награда. Это звание тогда же получила, к примеру, известный композитор Александра Пахмутова. Но главным итогом внедрения идеи Лейтланда стал целый «архипелаг» дорог и искусственных островов на Самотлоре.
К чему, думаете, вспомнил заведующий кафедрой «Дорожное строительство» Вадим Николаевич Герасимов одного из выдающихся выпускников родного колледжа (кстати, поднявшегося в итоге до должности заместителя министра транспортного строительства), внедрившего многим казавшуюся нереальной идею? А к тому, что он не сомневается, например, и в том, что в нынешнем-то веке уж обязательно реализуется идея двадцатого — строительство международной супермагистрали ЕРАА (автодороги «Европа — Россия — Азия — Америка»). Начало этой магистрали, по проекту авторов — город Гамбург. Затем она пойдет на Берлин — Москву — Екатеринбург… А далее ветвь на Китай и Индию. В общем, все дальше и дальше на восток через важнейшие города России. В районе Байкала ЕРАА должна свернуть на север и дойти до Чукотки, откуда грузы будут переправляться на Аляску. Ветка же на восток упрется в конечном итоге в порт Ванино, откуда на паромах грузы будут переправляться на Сахалин и Курильские острова. А там и до Японии рукой подать.
Несмотря на то, что сегодня, когда Россия еще не может возродить динамичное развитие своей экономики по рыночным законам, проект супермагистрали от Гамбурга до Ванино и Чукотки с двумя мощными (всего 18 тысяч километров) попахивает фантастикой. Тем более, что к его конкретной реализации еще никто не приступал, в том числе и в благополучной Европе. Однако и далеко под сукно идея ЕРАА не задвигается. Во время поездок президента В. Путина на Восток проект ЕРАА обсуждался с удвоенным интересом. Более того, в него уже внесена корректива. Скорее всего, вместо парома грузы будут направляться на Сахалин по тоннелю, который предполагается проложить между материком и островом Сахалин. Россия-то, конечно, не потянет сегодня реализацию такой стройки века. А вот Японии, по-моему, по плечу. И она уже готова подставить свое плечо, дабы реализовать фантастический план. Конечно, отнюдь не руководствуясь желанием сотворить восьмое чудо света и войти в Книгу рекордов Гиннесса.
Япония сегодня вывозит из России столько леса и пиломатериалов, что ей самой крайне выгодно удешевить их доставку. А если общими усилиями будет реализован весь проект автомагистрали «Европа — Россия — Азия -Америка», то торговый путь из Германии в Японию (с немцами у японцев тоже очень тесное экономическое сотрудничество)сократится с полутора месяцев до 15 дней. Такое дорогого стоит.
Но вернемся к колледжу транспортного строительства и к нашему оптимисту-мечтателю Вадиму Николаевичу Герасимову. Почему, думаете, он так внимательно следит за проектом суперавтомагистрали ЕРАА? Да потому что уверен: начнется ее строительство, и выпускники его родного факультета снова будут нарасхват. Как это было в 60-х и 70-х годах, когда шло активное освоение месторождений нефти и газа тюменского Севера.
За прошедшие десятилетия омичи понастроили на Севере столько дорог и аэродромов, что теперь стоит лишь одна задача — поддерживать их высокие эксплуатационные качества. Ну а это вполне по силам сформировавшимся там коллективам дорожников. Ведь отправлявшиеся на отработку положенных тогда трех лет по направлениям колледжа его выпускники чаще всего оставались на Севере навсегда. И не приходится поэтому удивляться и обижаться В. Герасимову, когда он теперь получает от предприятий-партнеров с Севера, к примеру, из «Надымстроя», такие телеграммы: «Отказываемся от приема специалистов».
Так что суперавтомагистраль нужна не только Японии и Америке. Она нужна и выпускникам одного из старейших учебных заведений Омска. Кстати, в декабре прошлого года колледжу транспортного строительства исполнилось 100 лет.