ЖАЛОБНЫЕ ПИСЬМА БЫВШЕГО ДИРИЖЕРА

ЖАЛОБНЫЕ ПИСЬМА БЫВШЕГО ДИРИЖЕРА

К отставке бывшего художественного руководителя и главного дирижера Омского академического симфонического оркестра Евгения Шестакова омские поклонники музыкального искусства отнеслись неоднозначно

Кто-то вспоминал о заслугах оркестра, кто-то сплетничал о конфликте дирижера и исполнителей. Но когда на страницах печатных изданий появились публикации под подписью Евгения Шестакова, в которых он свое увольнение за прогулы пытался объяснить как «вечную тему художника и власти», в глазах большинства он потерял свое реноме.

Евгений Шестаков возглавлял Омский симфонический оркестр 12 лет. За это время оркестр получил звание академического, стал известен в России и за ее пределами. А дирижеру было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. Успех или личные амбиции изменили отношение дирижера к коллективу, но в последние несколько лет все чаще стали говорить о конфликте между художественным руководителем и артистами оркестра. В общении с музыкантами Евгений Шестаков позволял себе откровенную грубость и хамство. Даже в своем письме, опубликованном в прессе, он не стесняясь называет коллектив «агрессивно-послушной посредственностью», а артистов «бездарностями». На какую реакцию исполнителей рассчитывал Евгений Иванович, унижая их, неизвестно. Но за время его руководства около двух десятков музыкантов покинули оркестр. Текучесть кадров не сделала дирижера более корректным. Наоборот, в последнее время он вообще перестал общаться с коллективом, предпочитая оценивать их исполнительское мастерство через прессу. Он утверждал, что «более 40 процентов артистов не справляется с высокими профессиональными требованиями, их уровень мастерства недостаточен для академического оркестра».

«Говорить, что Шестаков сделал Омский симфонический оркестр, я считаю, просто непорядочным, — рассказывает директор Омского музыкального театра Борис Ротберг. — Если и стоит говорить о заслугах, то не его, а артистов оркестра, которых я знаю как исполнителей высочайшего класса».

«Мы не хотели обострять и без того непростую обстановку, — в свою очередь заявили артисты оркестра, — надеялись найти компромисс с руководителем, определить вместе с ним перспективу творческого развития». Но, видимо, коллективу надоело исполнять навязанную партию «безмолвного народа», и третьего сентября общим собранием Омского академического симфонического оркестра было принято решение об отказе в доверии и немедленном увольнении Шестакова. Директор филармонии Василий Евстратенко так прокомментировал ситуацию: «Дело даже не в грубости, на которую обижаются музыканты. Обижались на творческие, человеческие противоречия». Директор филармонии ошибся. Оказывается Евгений Иванович хамил подчиненным. Только потому, что его мучила вечная тема «художника и власти». Раскрыл он ее уже после своего увольнения за нарушение трудовой дисциплины на страницах омской прессы. В своих публицистических произведениях Шестаков обрушил свой гнев на административный аппарат и обвинил власть в отсутствии внимания к оркестру. При этом забыв упомянуть, что за время его руководства заработная плата коллективу и дирижеру повышалась дважды, что из областного бюджета выделялись средства на приобретение инструментов, что несколько лет назад омский губернатор издал указ о 30-процентной надбавке к заработной плате артистам симфонического оркестра и оркестра музыкального театра.

Впрочем, такие подробности бывшему дирижеру ни к чему. Цель Шестакова — привлечь внимание к своей персоне. Иначе стал бы он самолично разносить по редакциям свое «жалобное письмо»? И способ он выбрал верный. В России всегда жалели обиженных властью. Только одного не учел дирижер — талант всегда востребован и без работы действительно талантливый исполнитель, дирижер не останется. А вот бывшего художественного руководителя никто не приглашает.