Гимнец на холодец

На тему многострадальных поисков нового-старого гимна России за последние недели не высказался только ленивый.

Это я. Высказываюсь. Пишу эти строки 4 декабря, за три дня до голосования в Думе. В финал конкурса вышел «Гимн Советского Союза». Музыка Александрова, идея сделать гимном — Сталина-Путина, идея отсутствия текста (классическое «народ безмолвствует») — Пушкина. Сегодня по всем телевидениям вместе с радио Президент Владимир Владимирович «лечил» своих подданых по этому поводу. Я прослушал три сеанса, не помогло. И не только мне, нашлось еще немало несогласных (несогласных древние латиняне еще в шутку диссидентами называли). Ладно, что такими оказалась творческие интеллигенты — эти вечно поперек, но и губернаторы туда же — от типа нового (помоложе и поправее) Федорова до типа старого (постарше и полевее) Тулеева. А ведь были варианты. Многим вполне подходил действующий гимн «Торжественная песня» Глинки, предлагалась и «Широка страна моя родная» и возвращение «Боже, царя храни», и «Славься!» того же Глинки. Явлинский заявил вариантом «Прощание славянки» и немедленно схлопотал упреки: «Полумеры, Григорий Алексеевич, половинчатость — тогда уж сразу Шопена!» А множество акробатов пера и эфирных зубоскалов вовсе не прониклись серьезностью момента и пустились в балдеж и отвязанный стеб. Например, Николай Фоменко с компанией в одном телешоу с чувством распевал под караоке на ходу сочиненный текст под мелодию «Прощания славянки». И слова-то запоминающиеся: Россия — страна! Всего до хрена! Российский народ Весь к счастью кубарем несет! Другие тоже за эти недели-месяцы обсуждения поупражнялись вволюшку, перебрали десятки композиций, комбинаций и компиляций. Но один вариант почему-то так никто и не вспомнил. А ведь есть он, есть! Даже сам Президент совсем недавно намекнул именно на этот вариант — когда излагал концепцию «большой дубинки». Да, да, это — знаменитая «Дубинушка»! Просто подарок, а не гимн! Слова и музыка — народные. Полный компромисс в плане авторства и как нельзя кстати в демократическрм государстве. Мелодия — мощная и величественная, подлинно гимновая. Слова — общеизвестны: припев знают буквально все, куплеты чуть подучить. Важен сам редкий факт — текст уже готов! И какой текст! И какой дух! Да этот гимн не то что обязательно стоя — обязательно со слезой все петь будут В словах-то вся суть, все векововые устои жизни нашей. Представьте, в ролике, необходимом для популяризации нового гимна, Нонна Мордюкова (вылитая Родина-мать!) в знакомом оранжевом жилете, с ломом на рельсах, поет своим казачьим с хрипотцой голосом:

Англичанин-хитрец чтоб работе помочь Изобрел за машиной машину Ну а нам коль не в мочь Больше это терпеть Вспоминаем родную дубину!

И тут хор как грянет:

Эх, дубинушка, ухнем!…

Как здесь изольют в пении душу после изнурительных тренировок на вечных сборах наши спортсмены!

Эх, зеленая, сама пойдет!

Будут вторить им работники валютных бирж, банковской и экспортно-импортной сферы, простые уличные менялы-кидалы. Каждому найдутся в тексте свои душевные строчки. Да и сама «дубинушка» каждому может представляться своя. Военные при пении могут представлять по терминологии холодной войны «ядерную дубинку», милиционеры — свою резиновую палку. Вообще в России исторически существует множество моделей дубинок. Это может быть дрын, кол, орясина, оглобля, дышло. палица, булава, даже держава.

Вероятней всего, именно дышло наш Президент (как юрист по образованию) подразумевал говоря о дубине. Поскольку же вопрос Думе ставиться не только о гимне, а о всей госудпрственной символике, было бы логичным заменить державу в лапе двуглавого орла на дышло — как символ вековых традиций отечественной юриспруденции и правоприменительной практики. Применение же дышла в качестве древка для флага придаст триаде государственных символов гармоничную завершенность. Таким образом «Дубинушка» оказывается просто уникальным вариантом гимна, но окончательное решение все равно за комиссией и депутатами.

Опять могут начаться всякие согласительные комиссии, опять компромиссом может оказаться музыка без текста. Так если у нас со словами такая незадача, может и вовсе без них обойтись. И вообще, кто это установил, что гимн должен петься? Где истоки, откуда идет вся эта символика? С древнейших же времен, с древних обрядов: флаг — от палки со зверинным хвостом, герб — от ритуальных знаков на стенах пещеры, на снаряжении и телах воинов, гимн — от ритуальных песен. Стоп! Ведь наравне с ритуальными песнями были и ритуальные пляски! Так пусть итальянцы и поют, здесь они мастера. Мы же, как известно, «в области балета впереди планеты всей». Вот и давайте закажем знаменитому Бежару хореографию на музыку Александрова или же Глинки, Плисецкая с протекцией поможет! Все поют гимн, а мы будем танцевать.

Впрочем, Бежар такого может насочинять — надо что-то проще, для массового употребления. И есть такой всенародно известный хореографический сюжет. Конечно же, это «Танец маленьких лебедей»! Музыка замечательная, известность абсолютная, техника доступная — даже пьяные мужики на свадьбах танцуют! Представляете, объявляют: «Гимн России! Музыка Петра Ильича Чайковского, хореография Мариуса Петипа!» И пошли, по-четыре, взявшись за руки: Футболисты и штангисты, Зал и президиум, Похоронная процессия и рота почетного караула. Па-па-па-па тара-та-та-та Вот вам национальная самобытность! Па-па-па-ра тира та-ра-ра Вот вам загадочность русской души! Та-та-да-та ля-ля-ля-ля-ля Вот вам «умом Россию не понять»! КАК ! МЫ ! ИХ ! ВСЕХ ! УЕЛИ !

Кстати, если уж говорить о выборе между Александровым и Глинкой, можно поискать золотую середину. Вспомним, какая музыка звучала 19-21 августа 1991 года, как раз между Россией советской (Александрова) и Россией ельцинской (Глинки)? Правильно, «Лебединное озеро». Даже история за Чайковского.

З А Н А В Е С

Несколько слов СЕРЬЕЗНО Уважаемый Владимир Владимирович! Эти серьезные слова представляются в виде открытого обращения лично к Вам, поскольку за всеми обстоятельствами постановки вопроса о гимне совершенно отчетливо угадываются именно Ваши личные воззрения и симпатии. Результаты Вашей деятельности пока не впечатляют ни общество, ни, очевидно, Вас самого. При всем скепсисе некоторые шаги все же указывют на Ваше желание сделать в стране что-то действительно серьезное, позитивное, Вы пытаетесь искать пути, идеи, людей. Вы, находясь во власти, похоже уже во всей полноте ощутили вакуум на идеи и людей.

Действительно, подавляющее большинство людей серьезных, творческих, держатся подальше политики и власти, находятся во «внутренней эмиграции». Живя в своей стране, они страной не востребованы уже лет 40, сменяя поколения от хрущевской оттепели. Творчество в науке, культуре, технике, производстве в значительной степени вытеснено бюрократической муштрой. Итог известен по Вашим словам: при первом месте по природным ресурсам Россия на 71-м месте в мире по качеству жизни. Вы заявляли о необходимости задействовать весь интеллектуальный ресурс как о последнем резерве. Сегодня в России масса проблем и даже бед. Очевидно, что мелодия гимна не первостепенная из них. Инициированный сверху и занимающий столько времени у всех ветвей верховной власти вопрос о символике дает знаковый сигнал всей думающей России: «У власти нет серьезной цели, нет идей, вакуум заполняется несвоевременным и вторстепенным — ВЛАСТЬ НЕСЕРЬЕЗНАЯ. Вы хотите мобилизовать интеллектуальные ресурсы и тут же их отталкиваете. Не повторяйте ошибки Анатолия Ивановича Лукьянова, который призывал воспитывть уважение к государственным символам через уроки в школах и прочий агитпроп. Уроки не помогут, если в карманах и в тарелках пусто. Только серьезными делами и действительным подъемом государство может обрести уважение граждан к своим символам, даже сами уважаемые символы. Гимн должен выработаться, вызреть, вырваться из души, из сердца. Вот тогда это будет настоящий ГИМН.