На сборы для переезда хозяевам отвели всего два часа. Пока они размышляли, в старинный особняк по улице Ленина, 39 приехали первый заместитель председателя правительства области В. Ф. Шрейдер, затем два министра — имущественных отношений А. М. Стерлягов и строительства и жилищно-коммунального комплекса — В. П. Бойко. За закрытыми от журналистов дверями высокие чиновники принялись, что называется, выкручивать руки архитекторам, выполняя волю губернатора Полежаева: как можно быстрее высвободить этот особняк для размещения в нем консульства Республики Казахстан.
Омские архитекторы знали, что на занимаемый ими двухэтажный кирпичный дом в центре города давно «положили глаз» руководители области. Но все же, уповая на силу закона, не ожидали такой спешки и наглости власти. Ведь тяжба по этому поводу началась еще в 2001 году, когда комитет по делам имущества области в одностороннем порядке расторг договор о бессрочном пользовании зданием омской организацией Союза архитекторов СССР (теперь России). Архитекторы не согласились с таким решением, стали защищать свои права, искать документы. Выяснилось, что этот частный дом после революции принадлежал сначала Сибкрайпотребсоюзу, затем — облпотребсоюзу, т.е. изначально это не государственная, а кооперативная собственность. В 1978 году облпотребсоюз безвозмездно передал особняк организации Союза архитекторов. Здание тогда находилось в крайне запущенном состоянии, новым хозяевам пришлось приложить много сил и средств, чтобы привести его в нормальный вид.
— В апреле 2002 года мы вновь получили уведомление немедленно освободить дом, — говорит исполнительный директор омской организации Союза архитекторов России Л. Ю. Сорокина. — Нам даже пригрозили ОМОНом. Пришлось обратиться в арбитражный суд. Процесс до сих пор не закончен, и пока идет разбирательство, суд своим определением от 10,09.03 года в обеспечение поданного иска запретил сторонам предпринимать какие-либо действия по распоряжению имуществом.
Между тем у входа в Дом архитектора появился бронзовый памятник выпускнику Омского кадетского корпуса Чокану (Шокану) Валиханову. Летом строители буквально до блеска отдраили и фасад самого особняка. А вскоре на соседнем доме укрепили огромное панно с «изречениями» президента Казахстана Назарбаева и губернатора Полежаева, питающего, как известно, к нему и всем казахстанцам особо нежные чувства.
Все было готово к передаче дома новым хозяевам. И вот в прошлом месяце правительство приступило к решительным действиям. Напрасно пытаются архитекторы втолковать чиновникам, что они законопослушные граждане, дожидаются рассмотрения своего иска, очередное слушание в суде назначено на январь будущего года. Когда будет вынесено решение — они ему подчинятся. На днях на внеочередном общем собрании архитекторы вновь подтвердили эту позицию, заявили, что добровольно не покинут дом. Но, как говорится, не для всех закон писан. Власть не хочет давать никакой отсрочки.
А что же архитекторам предлагают взамен? Может быть, равноценный особняк? Ничуть не бывало, всего две комнаты в здании по улице П. Некрасова, 6, где базируется областное министерство строительства. Причем предложение высказано в устной форме, без оформления какого-либо документа. Словом, уготавливают зодчим жизнь «на птичьих правах», в таких условиях о полноценной деятельности этой творческой организации можно будет забыть Специалистам просто негде станет собираться для обсуждения своих идей, не на что арендовать зал.
Ну а какова позиция Альберта Каримова, главного архитектора города? Он же, говорят, в свое время сам работал в качестве каменщика на ремонте особняка. Но вот на недавнем общем собрании архитекторов, когда решалась судьба их дома, сей господин отмолчался. Иначе повел себя главный архитектор области А. Лунин, который открыто поддержал коллег.
Как видно, руководителей области проблемы обустройства архитекторов волнуют меньше всего. Главное для них сейчас — быстрее подготовить апартаменты для генерального консула Казахстана. Не зря же на днях особняк вновь окружили строительные леса. Поговаривают о скором приезде в Омск Путина с Назарбаевым, ясно, что губернатор Полежаев и его окружение выложатся сполна, чтобы не ударить в грязь лицом перед столь высокими гостями. Где уж тут думать о соблюдении прав своих граждан, тех же омских зодчих.