НЕСОВМЕСТИМЫЕ С АРМИЕЙ

Альтернативная служба существует более чем в 30 странах мира

В прошлом году к «альтернативным» государствам присоединилась и Россия.

Теперь любой юноша призывного возраста имеет законное право вместо двух лет армейской жизни выбрать 36 или 42 месяца службы на гражданке. Из семи омских призывников, официально заявивших прошлой осенью о своем желании отдать долг Родине в мирных учреждениях, только два человека удостоились статуса «альтернативщика».

Трое призывников, получивших направление на Казанский пороховой завод, находящийся в ведомстве Минобороны, по религиозным убеждениям от такого места службы отказались. За что и поплатились. Сейчас в отношении них по факту уклонения заведены уголовные дела. Еще два омича, по данным Военного комиссариата области, в ходе осенней призывной кампании заболели, и по состоянию здоровья не могли быть призваны ни на альтернативную, ни на военную службу. Их судьба должна решиться с началом весеннего призыва.

Один из омских альтернативщиков Николай Кель «мобилизован» в Свердловскую область. Три с половиной года ему придется работать в одной из местных колоний водителем.

Другой призывник 22-летний Дмитрий Пинигин, закончивший автодорожный техникум и два года проработавший автомехаником, ближайшие три года будет трудиться в Омском онкодиспансере. Тамошний отдел кадров поначалу определил альтернативщика в самую «горячую точку» больницы — санитаром в операционный блок. В обязанности Дмитрия входила обработка инструментов и доставка материалов па анализ в паталогоанатомическое отделение. Он помогал медсестрам перекладывать больных на каталку и драил операционные. Словом, выполнял всю самую тяжелую работу, с какой приходится иметь дело младшему медперсоналу. Зарплату получал соответствующую рангу — 2400 «рэ». Но даже при всем при этом в своем выборе парень, по его словам, не разочаровался:

— Я верующий человек. Чем воевать с оружием в руках, лучше работать в больнице, — говорит Дмитрий. — У нас вся семья религиозная, поэтому родные, разделяющие мои принципы, безоговорочно поддержали меня в выборе такой службы.

В онкодиспансере об «альтернативном» сотруднике отзываются только хорошо: обязательный, ответственный, исполнительный. Побольше бы таких санитаров, в один голос говорят врачи.

Впрочем, санитаром Пинигин был недолго. Спустя полтора месяца, из оперблока его перевели в гараж на должность водителя.

— Жалко нам стало парня. С медициной он никогда знаком не был, а тут сразу в такое тяжелое отделение его определили, — рассказывает Анна Останова, зам. главного врача Онкодиспансера по кадрам, — Из операционной Дима нередко выходил бледный, качаясь. Поэтому когда в больнице появилась вакансия водителя, мы перевели его в гараж. Тем более, что и в военкомате, и в прокуратуре, куда мы обратились за консультацией, сказали, что закону такая кадровая перестановка не противоречит.

Альтернативщику досталась старенькая и разбитая в пух и прах больничная «Волга». Поскольку опыт ремонта машин у Дмитрия имеется, всего за пару дней он привел ее в порядок и приступил к выполнению более привычных для себя обязанностей водителя.

Кроме Дмитрия Пинигина, больше никто из альтернативщиков службу в Омске не проходит. Между тем городские больницы и дома престарелых, испытывающие нехватку санитаров, и омские театры, нуждающиеся в дворниках, таким сотрудникам были бы только рады. Скорее всего, не будет альтернативщиков и весной. Во всяком случае, осенью в Омске никто из призывников заявление на прохождения альтернативной службы не подал.