ЛЕОНИД ПОЛЕЖАЕВ, ГУБЕРНАТОР: «НАДО ПЕРЕСТАТЬ ПИТЬ ВОДКУ И НЫТЬ!»

Омская делегация вернулась из Харбина с XVI Международной торгово-экономической ярмарки

Позавчера, в понедельник, губернатор области Леонид ПОЛЕЖАЕВ поделился с журналистами впечатлениями от поездки. Ряд вопросов задал и корреспондент «KB» Лев АБАЛКИН.

О ХАРБИНЕ

Я был в Харбине четырнадцать лет назад. И теперь не узнал его. Тогда он был неухоженный, грязный, нищий. Половину города занимали фанзы. Теперь это современный город с соответствующими многоэтажными архитектурными строениями, со своим Манхэттеном. С развитой инфраструктурой, транспортной сетью. С населением десять миллионов человек. Изменились и люди, причем по всему Китаю. Они хорошо одеты, у них появилось чувство собственного достоинства. Они стали «японцами». По психологическому типу. У китайцев появилась национальная идея: вырваться в число мировых держав. Не по количеству оружия, а по мощи экономики. Это, наверное, и стало двигателем столь стремительного развития страны.

О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ

С китайцами проще вести переговоры, поскольку все экономические структуры, независимо от формы собственности — государственной или частной — находятся под контролем государства. И государство от имени этих структур ведет все внешнеэкономические переговоры.

Вряд ли бы Китай сделал такой крупный рывок, если бы его экономика и трудовые ресурсы находились в таком броуновском движении и конкурировали, как у нас. Это бы ввергло эту страну в хаос. А гармоничное сочетание государства и открытой рыночной экономики дает положительные результаты. И западных инвесторов, которым страна и обязана своим процветанием, не очень мучил вопрос о правах человека. И они не боялись вкладывать миллиарды долларов инвестиций в страну с коммунистическим режимом. Причем очень жестким. Таким, какой был в Советском Союзе.

О КИТАЙСКОЙ УГРОЗЕ

Мы когда-то должны все-таки заниматься своей страной, а не предаваться каким-то фантазиям, каким-то мечтам о чуде, что кто-то придет и за нас все сделает. Четыре с половиной тысячи километров общей границы у России с Китаем. Если закрыться, сидеть, ахать и охать, ничего не делать, как собака на сене, видеть, как по ту сторону границы вырастают современные мегаполисы, и видеть наши разрушающиеся города и заброшенные земли — такое долго продолжаться не может.

Мы должны сами себя заставить трудиться. За пять тысяч километров китайские крестьяне приезжают к нам и строят теплицы. Им что, делать нечего? Наверное, из-за того, что есть семья, есть обязательства перед этой семьей, детей кормить надо. Если бы сегодня наши дорогие соотечественники за три тысячи километров куда-то бы уехали, работали, я бы посчитал это за великое счастье. А если сидеть и рассуждать, вот придут китайцы, вот угроза, то они, несомненно, придут. Если мы ничего делать не будем сами.

Опасаться, конечно, всех надо. Но Китай, по крайней мере, сидит и никуда не двигается, а Европа вместе с бывшим соцлагерем, Прибалтикой и Украиной сегодня уже подперла вместе с НАТО Москву. Так кого нам больше надо опасаться? И под кого ложиться? Там, на Востоке, такая экономическая машина, здесь — в Европе… И вот мы все рассуждаем: кому сдаваться? Да не надо сдаваться ни тем, ни другим. Надо просто задуматься и перестать ныть всему нашему русскому народу. Водку перестать пить и ныть. Проклинать и жаловаться. А это самое любимое занятие сегодня обывателя: жаловаться и ныть. Вместо того чтобы брать и работать. Обустраивать свою землю. И не надо все время облизывать наш народ: ах, он какой несчастный. Давайте заглянем сами в себя: какие мы на самом деле.

О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Очень трудно выводить на конкурентоспособный уровень легкую промышленность Омской области. Точно так же отечественный автомобиль невозможно вывести на мировой уровень. Это беда не только Омской области, но и всей России. Думать, что мы самостоятельно можем достигнуть китайских стандартов, не стоит. Если мы хотим сохранить легкую промышленность, мы должны идти в паре с кем-то. У кого есть брэнд, известный на мировом рынке. Есть, например, у «Матадора» раскрученный в мире брэнд, мы идем и делаем с ним эту шину. Если бы делали аналогичную шину сами, поверьте — были бы на задворках этого рынка. Надо «приклеиваться» к крупным известным фирмам.