НАВСТРЕЧУ ОКУНЕВСКОМУ ДИВУ

НАВСТРЕЧУ ОКУНЕВСКОМУ ДИВУ

Отправился корреспондент "Четверга"

О деревушке Окунево всякий в Омске знает! А также обо всех невероятных чудесах, которые что ни лето, то обязательно случаются. И о затопленном храме в озере Шайтан. И о таинственном холме, на который съезжаются духовные искатели со всего мира — и все как один уверяют: святое место.

О здешних чудесах ходят легенды по всей стране. Очевидное чудо — природа. Одни только пейзажи с речкой Тарой чего стоят! А сосновый бор! С возвышенности, на которой стоит деревня, открывается картина на так называемую Тюп — равнину, по которой петляет Тара. А с другой стороны деревушки высится тот самый святой холмик — татарский увал. Но местные жители окрестили эту точку «пупом земли». Собственно, все легенды насчет святости Окунева рождаются именно на этом пятачке земли — от Тюпа до Пупа.

ДЕРЕВЕНСКИЙ ОКСЮМОРОН

Мы мчимся по муромцевской трассе навстречу окуневским дивам. В далекой деревушке нас ждут ашрамиты, поклонники учения индийского духовного мастера Бабаджи. Мирно сосуществует с ними и исламская община вместе с суфийским шейхом, старообрядцы, славяне и православная церквушка, известная своей исцеляющей силой. Словом, занятное местечко…

— Один мой знакомый, увлеченный экстрасенс, рассказывал, как в окрестностях деревни его машина будто сама собой съехала с дороги, — похлопал я по плечу водителя Антона. — При всем при этом приятель мой в пьяном виде за руль не садился, и погода была в тот день хорошая. А другие рассказывали, что видели над деревней НЛО.

Антон лишь усмехнулся в ответ, но вцепился в руль крепко и, пока не подъехали к деревне, баранку не отпускал.

Чудеса несусветные! На подъезде к Окунево нам повстречались десятки заброшенных сараев — видимо, когда-то здесь было богатое хозяйство. А ныне запустение. В самой деревеньке пахнет древностью. Оно и понятно — селению в этом году исполнилось 285 лет. О возрасте деревни напоминают вековые дома — они на каждом шагу. Такое ощущение, будто старые избы здесь не сносят, а они сами собой уходят в землю. Старина, одним словом. Правда, с первого взгляда эта старина нам показалась отнюдь не русской.

Первый человек, которого мы увидели в деревне, был одет — в желтый саван. А на лбу у него красовалась алая точка. Ей-богу, тибетский монах. Представляете его на фоне древних русских избушек? Какой-то оксюморон получается. Но это еще что! Монах зашел в избу, а мы прочитали на заборе: «Омкар Шива Тхам» — судя по всему, написано на санскрите. А близ загадочного дома гуляли дети. У них-то мы и спросили: «Что вы делаете в этом доме? Живете здесь или в гости пришли?»

На что малыши тут же ответили: «Нет, здесь мы просто медитируем!»

ХРАМ БОЖЕСТВЕННОЙ МУЗЫКИ

Ашрам — храм бабаджистов, или ашрамитов. Пожалуй, один из немногих новых домов в Окунево. Этим он и выделяется на фоне остальных древних жилищ. В ашраме по праздникам всегда людно. Каждый год в течение девяти дней ашрамиты чествуют Божественную мать. В дни Наваратри рано утром они отправляются на берег Тары. Искупавшись, бабаджисты идут на утреннюю молитву. Религиозные обряды продолжаются в течение всего дня. Впрочем, у каждого ритуала есть свое название: Ароти, Ягья, Карма Йога, Бандара.

А того монаха, оказывается, зовут просто Севой. Конечно, у него есть другое духовное имя, но местные жители привыкли называть его по-русски.

Позже выяснилось: Сева — единственный человек, который живет в ашраме постоянно — и зимой, и летом. Он своего рода смотритель храма. Все остальные прихожане появляются здесь от случая к случаю. Но на праздники храм всегда полон и открыт для всех.

Большинство обрядов ашрамитов сопровождают песни и живая музыка. Бабаджисты привозят музыкальные инструменты прямо из Индии. Барабаны, например, — уникальное изделие индийских мастеров. Корпус, выполненный из керамики, перетянут натуральной кожей.

В храме во время службы постучать в барабан может каждый. Впрочем, как и поиграть на любом другом музыкальном инструменте: скажем, на трубе или гармони.. Главное, как уверяют ашрамиты, влиться в общий процесс службы и, не задумываясь над ритмом, играть. В общем, особого музыкального образования для этого не требуется. Вот и получалось, что музыканты во время службы то и дело сбивались с нот.

А с другой стороны, где в Сибири можно научиться играть на индийских инструментах? Пожалуй, только в ашраме, причем самостоятельно, методом проб и ошибок. Старших-то наставников не так много!

В ГОСТЯХ У СУФИЯ

Честно говоря, посещает ашрам в основном молодёжь. Но есть среди поклонников Бабаджи и старцы.

Пока молодые распевали молитвы, на пороге храма показался седой старичок. Он скромно присел на пол у дверей и тихо что-то мурлыкал себе под нос. Старец так и сидел всю службу в стороне, будто чужой в этом доме. А после церемонии пригласил автора этих строк к себе на огонек.

Дом старца оказался полон гостей.

— Бонжур, хеллоу, салям, привет! — старец здоровался на всех языках, которые знал. А знает он их, видимо, немало. Хозяин дома представился Фреди Боландом.

Я много путешествую по миру, поэтому кое-какие наречия успел изучить, — признался Фреди. — Однако русский мне особенно нравится. А сам я из Швеции.

— Фреди Боланд — настоящий суфийский шейх, член древнего ордена Тиджани. Однако традицию суфиев он успешно сочетает с учением Бaбаджи.

Фреди проводит здесь лето вот уже шестой год подряд. А в остальное время разъезжает по разным странам мира, читает лекции и даже издает книги. В свои семьдесят шесть Фреди выглядит лет на двадцать моложе.

— Окунево — необыкновенная земля, — уверяет суфийских шейх. — Я разделяю мнение многих людей, которые говорят, что это место — энергетический центр Земли. Двенадцать лет назад впервые сюда приехала Расма, моя хорошая знакомая, которая позже привезла сюда и меня. По благословению Бабаджи Расма долго искала святую землю в Сибири и однажды оказалась в этом месте. Она прожила в лесу пять дней. Множество чудес произошло с ней за это время. И тогда она поняла, что нашла то место, которое искала.

На самом деле существует мнение, что корни индийской цивилизации уходят в Сибирь. Якобы в северной стране есть место, откуда пошел индийский народ. Если верить духовным искателям, на этой земле теперь стоит деревенька Окунево.

ДУХОВНОСТЬ ИЛИ МАСКАРАД?

Чудеса чудесами, а городских людей сюда, особенно в пору отпусков, собирается полная деревня и битком набитый палаточный лагерь. Причем не только из Омска, но и из Сургута, Новосибирска, Ростова-на-Дону.

— Разве могут нормальные русские люди наряжаться в индийские одежды? — пожаловались мне две женщины, что живут неподалеку от ашрама. — Вырядятся и идут по улице с розовым флагом! Куда это годится? Люди со всей страны приезжают сюда, чтобы поиграть в индийцев. Маскарад — и только!

Может быть, в чем-то они и правы. Те самые молодые люди в ашраме, что сидели на коленях перед образом Бабаджи, ни в какую не хотели фотографироваться. Боялись, что друзья увидят их здесь?..

СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

Шествие с розовым флагом ашрамиты устраивают каждый день Наваратри. Процессия движется к татарскому увалу, что именуется в народе «пупом земли». Это тот самый энергетический центр, где побывала однажды Расма, а теперь собираются сотни людей разных конфессий и верований.

В духовный «час пик» религиозным группам приходится становиться в очередь.

Перед тем, как появились на холме бабаджисты, на увале танцевали старообрядцы. Здесь у них стоит своя святыня — солнцеворот. Вокруг него славяне водили хороводы, пели народные песни и даже играли в ручеек. Хорошо пели, однако! Вот только, как появились на холме бабаджисты, пришлось староверам покинуть святое место из солидарности с соседствующими конфессиями. Что самое удивительное, уезжали старообрядцы, распевая не частушки (что было бы вполне логично), а хит начала девяностых «Семь тысяч над землей» Валерия Сюткина.

Вот вам и староверы на современный лад!

А что ашрамиты? На холме они построили Тхуни — место жертвоприношения. На самом деле ашрамиты мирные люди, в жертву живое существо не приносят. Бабаджисты развели в тхуни костер и сожгли в нем украшенные лилиями фрукты и овощи. Естественно, обряд не обошелся без духовных песнопений. А после религиозного действа бабаджисты прямо на святом месте накрыли столы и накормили всех присутствующих постным обедом. Мясо ашрамиты не едят.

На этом же холме, рядом с солнцеворотом и ашрамитской тхуни, нашла себе место и православная часовня. У отца Николая в эти дни много работы. После обрядов бабаджистов и староверов батюшка обходит холм со святой водой и молитвой: очищает место от языческого духа. Как рассказал отец Николай, выгонять ашрамитов из деревни не за что: плохого в деревне они никому не делают. Вот только народ смущают своей экзотической верой. А по поводу святости места у батюшки особое мнение: «Что там говорить, вся земля на Руси святая!»

P.S. Так уж получилось, что пришлось автору этих строк выбираться из Окунева своим ходом. До Омска отсюда ходит только один автобус, который приезжает в деревню лишь в шесть часов утра. Транспорт-то один, а вот приезжих в Окунево — как на модном курорте. И вот представьте: рано утром единственный автобус в двадцать пять мест ожидают пятьдесят человек. После двухдневной экскурсии по Окунево эти лица мне уже знакомы: здесь и староверы, и ашрамиты, и люди из мусульманской общины, и местные жители — всем в город надо. А автобус один. Как цивилизованные люди, решили организовать очередь. Но как только автобус подошел, о ней уже никто не помнил. Конечно, все не могли вместиться в салон. Поэтому в ход пошли крики, маты и кулаки. Духовные искатели чуть было не перевернули единственный автобус. Пришлось водителю успокаивать народ. Но успокоились только тогда, когда к деревне подкатил еще один автобус. Слава богу, уехали все…