Как известно, Минобороны сделало заявление о тотальном сокращении количества военных кафедр в вузах. Предполагается, что после реформы из 229 в стране их останется не более 30-35.
Первой среди причин сокращения называется «нерентабельность» вузовских лейтенантов запаса. Каждый год российские военные кафедры выпускают 52 тысячи офицеров, и только около 8 тысяч из них идут служить в войска. Между тем Минобороны тратит на подготовку одного «запасника» около 10 тысяч долларов.
Другая причина — острая нехватка солдат. Большое количество отсрочек существенно подкосило ряды призывников. А перевод армии на контрактную основу почти провалился. Сегодня служить родине мало кто хочет. Даже за деньги.
В общем, военное ведомство решило одним махом «убить двух зайцев». Во-первых, сэкономить на содержании военных кафедр. Во-вторых, пополнить ряды новобранцев за счет молодых людей, окончивших вузы.
Официально закон о сокращении военных кафедр пока не принят. Следовательно, и официального «черного списка» не существует. Поэтому абитуриенты и их родители в шоковом состоянии. Не секрет, что наличие «военки» добавляет учебному заведению немало привлекательности. Теперь придется играть в лотерею: о судьбе кафедр станет известно только после завершения вступительных экзаменов в вузы. «Почему нельзя объявить список заранее? — возмущаются будущие студенты. — Нам что, потом придется бросать один вуз и поступать в другой?»
Сегодня в Омске действует три военные кафедры — в Сибирской автомобильно-дорожной академии, техническом университете и медицинской академии. И во многом благодаря им первые два вуза традиционно считаются «мальчиковыми». «А сейчас мы оказались в подвешенном состоянии, — говорит начальник учебной части военной кафедры ОмГТУ подполковник Игорь Лукянюк. Наша кафедра всегда пользовалась популярностью. Даже конкурс был, представляете? Два человека на место. Набираем студентов третьего курса, и за два года они проходят подготовку. Вот и сейчас у нас сборы идут в районе Черемушек. Ребята звонят, подходят: мол, что дальше будет? Пока не теряем надежды…»
Однако «Вечерке» стало известно, что ни одной кафедры в Омске все-таки не останется. Даже самую сильную «политеховскую» (по слухам, там в качестве «учебных объектов» одних только танков пять штук) сократят. Из генштаба уже пришла директива, запрещающая вести прием на «военку». Дескать, старшекурсников доучивайте и все. «Мы набрали студентов еще до выхода постановления а теперь нам запрещают их обучать, — разводит руками начальник военной кафедры медакадемии полковник медицинской службы Иван Ашвиц. — Как студентам быть? Подавать судебные иски? В медицинских вузах оставили три кафедры — во Владивостоке, Ростове и Москве. Но ведь, по идее, все медики должны быть военнообязанными».
— Я не знаю, почему мы не попали в состав «элитных» городов, — недоумевает начальник 3-го отдела военного комиссариата Омской области полковник Евгений Калиновский. — Из выпускников наших военных кафедр ежегодно уходят служить не единицы, а около 300 человек, что составляет 50-70 процентов от общего числа. Это в Москве может быть другая ситуация, а Сибирский военный округ план выполняет и перевыполняет. Вы говорите о переизбытке мобилизационных ресурсов? Согласно отчетам, количество офицеров запаса, наоборот, убывает. Скорее всего, правительство решило вернуться к опыту советского времени. Тогда выпускник вуза служил год солдатом, а в последние полтора месяца проходил спецподготовку и получал офицерское звание. Конечно, для страны так гораздо дешевле…
Сегодняшних студентов подобная перспектива, естественно, не прельщает. Кому охота после пяти лет учебы топтать солдатские сапоги и стирать портянки «дедам», которые тебя гораздо моложе?
— Обидно, что мнение молодежи, как всегда, никто не спросил, — поделились с корреспондентом «Вечернего Омска» студенты второго курса ОмГТУ Михаил Конышев и Игорь Подворный. — Мы поступили на факультет с узкой специализацией — аэрокосмический, так что наличие в вузе военной кафедры обнадеживало. А теперь вместо того, чтобы со свежими мозгами идти на предприятие и зарабатывать деньги, придется терять целый год.
Кому потом мы будем нужны без опыта работы и с подзабытыми знаниями? Родители сильно расстроились — они не в состоянии купить нам «белый билет».
Более состоятельные сверстники Михаила и Игоря уже начали откладывать деньги и собирать медицинские справки. «Знали, так лучше бы после школы отслужили, а потом поступили бы и учились спокойно, не боясь за будущее», — вздыхают несостоявшиеся лейтенанты запаса.
Армия пытается выжить за счет образования. Что из этого выйдет — вопрос спорный. Однако в то, что сокращение военных кафедр спасет Вооруженные силы, похоже, никому особо не верится.