«ПОЛЕТ» ОСТАНЕТСЯ БЕЗ РАБОТЫ

На одном из крупнейших предприятий омской "оборонки" готовится новое сокращение: скоро за воротами окажутся еще около тысячи человек

Если судить по сообщениям губернаторских электронных и печатных СМИ, то обстановка в нашей промышленности, в том числе на предприятиях оборонного комплекса, вполне нормальная. Вот и недавно нас порадовали вестями о пребывании в ПО «Полет» очередной иностранной делегации, на этот раз из Чехии, и успешно проведенных с ней переговорах, о том, что в ближайшем времени здесь будет запущена в серийное производство «чудо-машина» — экраноплан «Иволга»… Вроде бы и нет поводов для беспокойства.

Однако реальная ситуация на «Полете» вовсе не радостная. О ней рассказывает сегодня рабочий сборочного цеха № 66, член профсоюзного комитета предприятия Борис БУГАКОВ.

— Недавно, как известно, у нас поменялось руководство. Внезапно ушел в отставку много лет руководивший предприятием генеральный директор Дорофеев, теперь эти обязанности исполняет господин Ковалев, бывший до этого директором входящего в объединение завода стиральных машин. Он-то и подготовил приказ об очередном сокращении кадров, вызвавший большую тревогу у всех работников «Полета». Ведь это не шутка: намечено сократить сразу 950 человек, 900 — с основного производства и 50 человек — из хозрасчетных подразделений, образованных у нас в последние годы.

Из приказа следует, что в первую очередь сокращению подлежат те высококвалифицированные рабочие и специалисты, которые вынуждены были брать отпуска без содержания и устраиваться временно в других местах, чтобы как-то кормить свои семьи.

Тем самым «Полет» потеряет свои последние квалифицированные кадры, А сменить ветеранов некому, молодежь сегодня не идет на завод, ибо ее не устраивает низкая зарплата, которая к тому же выдается с постоянными задержками. Вот к настоящему времени зарплату выплатили только за май, об июньской же пока и разговора не ведут.

В цехах и сегодня уже пусто, а скоро вообще некому будет работать. Возьмем наш сборочный цех № 66. Здесь сейчас числится около ста человек, из них 31 подлежит сокращению. Есть на заводе участки и отделы, которые сокращаются полностью.

Ясно, что все это делается не от хорошей жизни. Общая сумма долгов на «Полете» достигла более миллиарда рублей. Чтобы их погасить, надо не меньше года работать без зарплаты всему оставшемуся коллективу объединения. Растут долги в Пенсионный фонд, в результате страдают работающие пенсионеры: им не выплачивается в полном объеме полагающаяся пенсия. А неоднократные обращения обиженных в прокуратуру и суд оказываются напрасными, даже имея на руках исполнительные листы, они годами не могут «выбить» у администрации свои честно заработанные деньги.

А в каких условиях сегодня приходится работать? Из-за больших долгов отключена подача питьевой воды как на основной территории завода, так и на территории «Г», что в Чкаловском поселке. В итоге закрыли туалеты в цехах, пришлось нынче прямо на улице перед цехами сооружать временные уборные. Что называется, вернули нас в первобытные времена. Иначе как позором для нашего предприятия, славившегося еще недавно высокой культурой производства и быта, это не назовешь. Вот бы показать подобные «новинки» какой-либо иностранной делегации! Но наши руководители, конечно же, обходят эти корпуса стороной.

Положение плачевное, особенно в авиационном производстве. В начале года намечалось, к примеру, собрать с десяток модернизированных «Аннушек» — самолетов Ан-3Т, Прошло более полугода, а на счету «Полета» всего пара собранных машин. Потенциальных заказчиков много, но у большинства нет денег для заказа техники, хорошо зарекомендовавшей себя и у нас в стране, и за рубежом. Вот на днях в Подмосковье проходил очередной международный аэрокосмический салон «МАКС-2005». Наше объединение тоже принимало в нем участие, однако из-за отсутствия средств пришлось ограничиться отправкой в Жуковский не самого самолета Ан-3Т, а лишь его макета. Что касается давней проблемы — организации серийной сборки в Омске самолета Ан-70, то о нем уже перестали вести и разговоры, полная тишина. Вот и на этом авиасалоне он не был представлен.

Зато на уровне руководства «Полета» недавно озвучено намерение избавиться от ставших «излишними» заводских площадей. Их будут передавать городу под застройку. Хорошо бы в таком случае позаботиться властям о том, чтобы на этих площадках выросли не элитные коттеджи для богачей, а социальное жилье. Ведь тут все коммуникации рядом, так что стоимость квартир должна быть дешевле, доступнее многим нуждающимся.

В глубоком кризисе сегодня не одно наше предприятие, но весь оборонный комплекс России. Ситуация осложняется в перспективе потерей заказов от основных покупателей российского вооружения — Китая и Индии. В настоящее время они уже получили технологии производства новейших самолетов и танков, таких, как Су-31, Миг-29, Т-80, и разворачивают их выпуск у себя. Но работники этой отрасли не опускают руки, готовы побороться за свои законные права. В сентябре по инициативе профсоюзов намечается провести Всероссийскую акцию протеста работников оборонной промышленности страны. Подготовка к ней идет и в нашем городе. Труженики объединения «Полет» намерены принять активное участие в этой акции.