ДИРЕКТОР В БЕГАХ

ДИРЕКТОР В БЕГАХ

В июле 2005 года генеральный директор Омского радиозавода имени А. С. Попова Иван Поляков постановлением прокуратуры Омской области был объявлен в федеральный розыск

«Молодой и перспективный менеджер, который выведет предприятие из кризиса» — так в 2002 году представляла пресса молодого директора. Но не прошло и трех лет, как предприятие под руководством Полякова оказалось замешанным в нескольких крупных скандалах. В отношении его руководителей были возбуждены уголовные дела.

ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Со дня своего основания в 1954 году ОАО ОМПО «Радиозавод имени А. С. Попова» (РЕЛЕРО) специализируется на выпуске радиорелейных станций общего и специального назначения. Продукция завода используется в военной, гражданской авиации и имеет стратегическое значение. Так, в 80-е годы конструкторским бюро был создан бортовой комплекс связи и ретрансляции «Сокол», который до сих пор не уступает мировым аналогам. В 2001 году предприятие получило особый спецгосзаказ — разработать современный комплекс связи для самолета президента России. С заданием радиозавод успешно справился. В Москве это заметили и отметили. В этом же году на предприятии начались преобразования. Акционеры завода ОРОО «Конверсия», омская областная общественная организация инвалидов «Новая жизнь» и ЗАО «Иртышское» обратились в антимонопольное управление по Омской области с ходатайством о приобретении в собственность 55 процентов акций предприятия. В ходатайстве акционерам не отказали. Таким образом, контрольный пакет акций завода распределился между холдингом «Конверсия», (ОРОО «Конверсия» и 000 «Конверсия-3»), ОООИ «Новая жизнь» и ЗАО «Иртышское». А самым крупным акционером среди 7339 работников завода стал директор ОРОО «Конверсия» господин Ушаков. В этом же году по представлению общественной организации «Конверсия» собрание акционеров единогласно утвердило состав совета директоров предприятия. Возглавила совет председатель профкома завода и по совместительству председатель общества инвалидов «Новая жизнь» Татьяна Ушакова. К слову, супруга г-на Ушакова. По определению журнала «ФК Менеджер», предприятие стало народным. Фактически завод ВПК был реорганизован в предприятие со 100-процентным частным капиталом.

ВОЕННЫЙ СОВЕТНИК

В 2002 году совет директоров ОАО ОМПО «Радиозавод имени А. С. Попова» выбирал руководителя предприятия. Кандидатур было несколько. Среди них опытные управленцы, работники завода. Но победила молодость. Генеральным директор был утвержден брат Татьяны Ушаковой, некто Иван Поляков, 24-х лет от роду.

В интервью журналу «ФК Менеджер» он рассказал о себе: «Я родился в Магнитогорске. Родители — обычные учителя. Получил два высших образования. Окончил юридический факультет Омского госуниверситета в 2000 году, а затем поступил в дипакадемию МИД. Параллельно с получением второго образования я работал в Комитете РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами».

Безупречная биография целеустремленного молодого человека. Правда, есть в ней один нюанс. На запрос комитета по делам науки и высшей школы администрации Омской области ректор ОмГУ Геннадий Геринг сообщил, что «Поляков Иван Викторович 1978 г. р. был отчислен из числа студентов 4 курса по собственному желанию приказом ректора 07/595 от 28.09.98 г. По данным регистрационной книги, в 2000 г. диплом о высшем профессиональном образовании гр. Полякову И. В. не выдавался». Обращает на себя внимание и другой факт. Студент дипакадемии МИД работал ни много ни мало — советником у руководителя Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству. Карьера для сына простых учителей, надо сказать, головокружительная. И, судя по всему, в судьбе студента Полякова подработка в качестве военного советника в дальнейшем сыграла свою роль.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

«Цель, которую я преследовал, заключалась в том, чтобы быстро заработать деньги», — честно признался в интервью журналу «ФК Менеджер» молодой гендиректор Иван Поляков. В 2000-2001 годах руководство завода также пыталось быстро заработать деньги. Не получилось, прокуратура возбудила уголовное дело. Речь шла об экспорте в Узбекистан 15 радиорелейных станций Р-419С. «Р-419С входят в основную систему военной связи и служат для оперативно-тактического управления войсками. Создатели Р-419С не исключают, что с помощью этих станций противник может прослушать переговоры военных и дезориентировать российские подразделения» (МН-События. Гражданин, № 10, 2003 год). По данным того же издания, эти радиостанции завод продал своему акционеру 000 «Конверсия-3» по цене одного комплекта 20 тысяч долларов. «Поскольку узбекская сторона отказалась финансировать производство радиостанций», — такое объяснение сделки завода с «Конверсией-3» было размещено на сайте Region.Ru. В свою очередь 000 «Конверсия-3» выставило оборонную продукцию на торги по рыночной цене. Радиостанции принесли участникам сделки неплохую прибыль, но дело закончилось скандалом. Директор 000 «Конверсия-3» был осужден Центральным районным судом Омска «за незаконное предпринимательство и получение сверхприбыли» и оштрафован на 100 тысяч рублей.

Видимо, печальный опыт руководства предприятия молодой директор учел, но свое обещание «заработать деньги» также сдержал. При новом руководителе на предприятие посыпались госзаказы. В 2004 году госзаказ составил порядка 350 миллионов рублей (по данным Region. Ru.). «Трудно объяснить, почему раньше эти заказы обходили завод стороной, но с новым руководством эта проблема исчезла» — такие размышления появились в одной из публикаций, размещенной на заводском сайте. На самом деле, каким образом 24-летнему директору, по сути, вчерашнему студенту удалось за короткий срок обеспечить завод работой? Версии могут быть самые разные, но лучше не теряться в догадках и просто сказать: помогли звезды.

Так или иначе, в 2004 году по решению годового собрания акционеров размер дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям составил 400 процентов. Выручка от реализации продукции — 97 миллионов рублей.

ДЕЛО О НАЛОГАХ

«Я взял на себя обязательство, что буду работать честно и открыто» (из интервью Ивана Полякова журналу «ФК Менеджер»). 16 декабря 2004 года прокуратура города Омска возбуждает уголовное дело по факту неуплаты радиозаводом им. А. С. Попова страховых взносов в Пенсионный фонд. Сумма задолженности составила более 18 миллионов рублей. Можно предположить, что для предприятия, которое рапортует о своих успехах через местные СМИ, восемнадцать миллионов рублей — не последние копейки. Но руководство завода, несмотря на неоднократные предупреждения инспекторов ПФ и налоговых органов, не спешило рассчитаться с пенсионными долгами. И вот в чем парадокс. Примерно в это же время в городе появилась наружная реклама с изображениями ветеранов завода им. А. С. Попова. Возможно, у кого-то из омичей возникли ассоциации с доской почета. А кто-то отмечал, что не забывает директор старейших и заслуженных работников завода. Между тем руководство предприятия «позаботилось» о том, чтобы работники недополучили свои пенсионные рубли. Все-таки не перечислять деньги для пенсионеров и при этом демонстрировать всему городу трогательное отношение к старшему поколению — поступок в некоторой степени лицемерный. Еще один факт. В марте 2005 года, во время избирательной кампании мэра Омска, уголовное дело о невыплате страховых взносов в ПФ заводскими пиарщиками было подано как «наследие сталинского террора в действии».

— Придавать этому делу какую-либо политическую окраску было, по крайней мере, некорректно, — рассказывает следователь по особо важным делам прокуратуры Омской области Денис Матвеев. — Еще в феврале по данному уголовному делу были назначены ревизия и экспертиза. Для их проведения были необходимы финансовые документы. Однако с завода приходили письма, что документы, которые нас интересуют, содержат государственную тайну. Сроки следствия шли, а расследование уголовного дела затягивалось. Я был вынужден пойти на крайние меры и получил санкцию на обыск. Это было начало марта.

Пиарщиками изъятие финансовой документации по делу о неуплате страховых пенсионных взносов было представлено как «заказное прямое силовое давление на участников избирательной кампании». Безусловно, если бы в это время господин Поляков распорядился уплатить страховые взносы в ПФ, то никакого «силового давления» не было бы. Но, видимо, не на пустом месте появились слухи, что «с заводом» начали работать высококлассные пиарщики» («Бизнес-курс», 16.02.2005). Между тем спустя некоторое время в отношении Полякова, его заместителя Шнайдера (кстати, кандидата в депутаты ЗС) и еще трех работников завода были возбуждены уголовные дела по статье «Сокрытие денежных средств либо имущества организации, с которых должно производиться взыскание налогов». Речь шла о более 10 миллионах рублей. Эти деньги были списаны на фирмы, которые якобы проводили на предприятии строительно-монтажные работы. Следствие установило, что эти фирмы никаких строительно-монтажных работ на предприятии не проводили. Деньги исчезли, осадок остался. Также следствием было установлено, что заводом было открыто в банках около трех десятков расчетных счетов. Зачем так много? Возможно, чтобы не платить налоги. Только налоговые органы предъявляют претензии к одному счету, сразу открывается другой счет. Вот такая игра в кошки-мышки. Общая сумма налоговых задолженностей на август 2005 года составила более 200 миллионов рублей.

ПОБЕГ С «ОБОРОНКИ»

Почему господин Поляков довел ситуацию до возбуждения уголовных дел? Понятно, когда у предприятия нет денег, и выбора нет. Но, судя по тому, с каким размахом праздновалось 50-летие завода (один салют обошелся в 3,5 миллиона рублей), и вспомнить залог по 150 тысяч рублей от заводских кандидатов в мэры, можно предполагать, что дело не в отсутствии средств на предприятии. Тогда в чем? В принципах г-на Полякова? Но что это за принципы — нарушать закон, скрывать доходы от государства? Генерального директора радиозавода им. А. С. Попова не раз приглашали в прокуратуру на беседу. Господин Поляков общение со следователем игнорировал. Прокуратура неоднократно просила предоставить финансовую документацию предприятия. На ее запросы руководство предприятия не реагировало. Работники завода, которые недополучили свои пенсионные деньги и были признаны потерпевшими, приходили на беседу в прокуратуру с адвокатами. С порога большинство из них поспешно заверяли следователя, что потерпевшими себя не считают. Прокуратурой Омской области было вынесено решение о принудительном приводе генерального директора оборонного предприятия на допрос. Но господин Поляков срочно отправился в командировку и пропал почти на полгода. К слову, только в 2003-2004 годах (по данным прокуратуры) сумма командировочных и представительских расходов директора завода составила более 500 тысяч рублей. Сегодня у оборонного предприятия, выпускающего продукцию стратегического назначения, фактически нет руководителя. Он находится в федеральном розыске. Можно представить, что в подобной ситуации оказался директор какой-нибудь фирмочки, выпускающей щетки для унитазов. Но когда в бега пускается директор оборонного завода… Видимо, подобная ситуация возможна только тогда, когда предприятие становится чем-то вроде частной фирмы. Когда директором могут назначить молодого неопытного человека и возложить на него ответственность за работу и репутацию известного в России оборонного завода.