В конце XIX века городская дума объявила конкурс на проект здания театра. Его выиграл архитектор Иллиодор Хворинов. В 1901 году на Базарной площади состоялась закладка первого камня, а 24 сентября (по старому стилю) 1905 года городской театр открылся постановкой спектакля «Ревизор».
Сто лет — срок немалый даже для столь монументального сооружения. Век назад театр был гораздо меньше, чем сейчас, стены его — из красного кирпича — запечатлели художники той поры. На первом этаже даже располагались магазины, а декорации хранились в ящиках под открытым небом. За сто лет к театру пристраивали подсобные помещения, репетиционный зал, камерную сцену, реконструировали интерьеры подсобных помещений. Но самой значительной реконструкции здание театра подверглось совсем недавно.
С 2001 по 2004 год по решению губернатора, председателя попечительского совета театра Леонида Полежаева была проведена серьезная реставрационно-реконструкционная работа. За четыре года памятник архитектуры стал еще более величественным, выразительным, чем был прежде. Для его отделки использовали гранит и мрамор Урала. Акустику зала улучшили при помощи дуба. Зрительские кресла изготовили в Испании, роскошные люстры и светильники — в Чехии, световое и звуковое оборудование поставили фирмы Австрии, Израиля и Японии. Российские реставраторы обновили лепнину. Здание помолодело и словно родилось второй раз.
Столетний юбилей работники театра решили отметить по-особому. 7 октября, как и век назад, на сцене шел «Ревизор», а 8 октября двери театра открыли для всех, кто еще не видел здание после реставрации, но очень хотел им полюбоваться. Несмотря на холодную дождливую погоду, народ шел и шел — двери не закрывались в буквальном смысле слова. Люди заходили в фойе и… останавливались, пораженные красотой. Любим мы, журналисты, писать о том, что театр — это храм искусства. В случае с нашим омским театром драмы такие слова — не пафос, а действительность. Нельзя без восторга смотреть на интерьеры. Пришедшие на день открытых дверей омичи часами ходили по театру, сидели в зрительном зале, рассматривали картины. Говорили, что испытывают чувство гордости за родной Омск. Нам, журналистам, повезло больше. Мы побывали в закулисье, которое так же красиво, как и все остальное. Заглянули под сцену, во все цеха, узнали, что декорации можно монтировать целых два дня — если надо вынести девять тонн металла. Что «море» шьют из двухсот метров ткани, а потом хранят в небольшом мешочке. Что в современном театре нет суфлера. Что в нашем театре есть студия телевидения и звукозаписи.
И многое другое. Например, что у каждого работника театра, будь-то народный артист или вчерашний выпускник училища, есть свое любимое место в этом здании. Самое красивое, уютное или просто счастливое. И у нас, омичей, есть место, где мы любим бывать, любим гулять и просто смотреть на необыкновенную красоту, созданную человеком. И человеком сохраненную. Еще как минимум лет на сто.