ШАХИД-ЧЕТВЕРОКЛАССНИК

"Из-за того, что саперы не обезопасили пояс шахида, на воздух могло взлететь полмногоэтажного дома", - заявил адвокат подсудимого

В «клетке» зала суда сидел горный человек: незамутненный раздумьями взгляд, расслабленная поза, никакой видимой реакции на происходящее. Это омский «шахид» Султан Сулейманов — уроженец чеченского села Гойты Урус-Мартанского района с четырьмя классами образования. Облпрокуратура обвиняла его в подготовке взрывов КДЦ «Кристалл» и нефтехранилища (а зам. начальника главного управления МИД по СФО Юрий Прощалыкин до сих пор рапортует о задержании террористической ячейки). 1 январе 2005 года, после задержания Сулейманова у поселка Степной с пистолетом и гранатой, в его съемной квартире на Серова,11 были найдены взрывчатка, гранатомет, пояс шахида и планы КДЦ с нефтехранилищем.

Однако статья по терроризму Сулейманову не предъявляется — только 222-я ч 1 УК РФ «Незаконное хранение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ». Сам же подсудимый и его гражданская жена Зарина наотрез отрицают, что им принадлежит найденное. Поэтому свидетелям-понятым при допросе в зале суда обязательно задавался вопрос была ли у оперативников возможность все это подбросить?

Понятой по фамилии Вайсов — свидетель задержания у поселка Степной считает, что такой возможности у оперов не было.

— Я видел задержание Сулейманова с расстояния пять метров: оперативники тормознули ВАЗ-99, в котором он ехал, «положили» находившихся там на землю. Потом завели в ГАЗель для обыска — я тоже вошел. Подбросить точно ничего не могли.

После задержания Сулейманова на допрос в Управление по борьбе с оргпреступностью (УБОП) привезли Зарину, и только к концу дня в квартире этой пары на ул. Серова был произведен обыск Понятой на этом обыске Тахтов сообщил суду:

— Жена подсудимого открыла дверь, и мы все вошли. Квартира однокомнатная — все на виду. Из висевшей в прихожей куртки оперативники вытащили гранату и какие-то схемы. В комнате за кроватью, в куче вещей, нашли гранатомет и что-то вроде пояса, на котором скотчем закреплено какое-то вещество и торчали провода. После этого жена подсудимого вспомнила, что дверь была закрыта не так, как она закрывала перед отъездом в УБОП — на один поворот ключа вместо двух. И они с мужем стали кричать, что все им подбросили.

Гражданской жены Сулейманова в суде не было: ее неявка признана уважительной, так как в сентябре она родила ребенка и находится с ним в Чечне. Были оглашены ее показания на следствии: «Считаю, что оружие и боеприпасы подбросили, пока мы были в УБОПе». При допросе оперативника УБОПа адвокат подсудимого Владимир Тамбовцев поинтересовался:

— Когда вы обнаружили пояс шахида, вызывали саперов?

Опер ответил:

— Я позвонил начальнику, попросил прислать саперов. Однако он через некоторое время перезвонил и сказал, что саперов вызвать невозможно — прилетает хоккейная команда «Авангард» и они проверяют СКК на предмет взрывных устройств. Ждать пришлось бы долго, поэтому мы все упаковали как смогли. Провода пояса шахида были изолированы, взрыва произойти не могло.

— Не дождавшись саперов, вы подвергли опасности весь жилой дом. К тому же по инструкции в радиусе 15 метров от пояса шахида запрещается работать с любым телефоном, а вы звонили. Обвинил милиционера Тамбовцев.

В отношении виновности подсудимого «МК» не делает никаких выводов. Ясно одно: терроризм дело серьезное, с доказательствами тут не шутят — каждое слово должно быть правдой.