Впервые омской публике картины новосибирского художника Николая ГРИЦЮКА были представлены 30 лет назад в Доме художника. То была 19-я, последняя прижизненная выставка новосибирского художника. Когда же об этом стало известно публике, собравшейся в Музее им. Врубеля одиннадцатого октября, то склонные к мифотворчеству представители омской богемы заговорили о символизме круглых цифр, мол, надо же, тридцать лет спустя, и вот юбилейная двадцатая выставка. На самом же деле эта выставка Николая ГРИЦЮКА — сорок седьмая. За годы, прошедшие со дня кончины большого художника, его картины выставлялись в Вене, Франкфурте, Киеве, Москве. Но, по мнению куратора проекта «Выдающиеся художники России XX века» Сергея БАРАНОВА, эта выставка наиболее полная, представляющая творчество мастера от самых ранних до последних работ.
Но, пожалуй, во время открытия центром внимания были не картины, а вдова художника, Валентина Эдуардовна, которая щедро делилась рассказами о своем муже, особенно о последних днях его жизни. Из последней своей поездки на творческую дачу в Гурзуф ГРИЦЮК привез семьдесят работ вместо пяти, необходимых для отчета перед творческим союзом. Художник как будто спешил как можно больше оставить себя близким, предчувствуя скорый конец. В то время имя ГРИЦЮКА абстракциониста тщательно замалчивалось, что отнюдь не помешало мастеру стать знаковым явлением эпохи. Ему посвящал свои стихи Владимир ВЫСОЦКИЙ, Булат ОКУДЖАВА написал про своего друга-художника песню, а Альфред ШНИТКЕ вдохновлялся его живописью, в свою очередь, вдохновляя своей музыкой ГРИЦЮКА. Этот факт послужил для омского искусствоведа Геннадия ЛОБЫ-ШЕВА основанием для открытия нового направления в искусстве. «ГРИЦЮК не абстракционист, ГРИЦЮК — это «ШНИТКЕ», — заявил искусствовед. Возможно, когда-нибудь и творчество ШНИТКЕ музыковеды определят как «ГРИЦЮК».