Просто удивительно, с какой легкостью сегодня уничтожается то, что создавалось годами. Детскому Дому техники, что на Проспекте культуры в городке Нефтяников, в феврале исполняется 46 лет. Проектировался он по инициативе первого директора нефтезавода Малунцева как Детский дом культуры. Открылся в 1955 году. Со дня основания здесь работали судомодельный, авиамодельный и другие кружки технического творчества. В 1966 году после открытия ДК Нефтяников детские кружки художественной самодеятельности разместились там, а Детский дом культуры стал Домом техники с самыми различными кружками технического и прикладного детского творчества, каким и является по сей день.
В трудные годы нашлись и деньги, и таланты. А главное, была вера в будущее страны, в ребят, которые должны были учиться, мечтать и жить лучше, чем их отцы и деды.
В 1966 году по инициативе директора Дома техники Виктора Сергеевича Броина был организован музей детского технического творчества. Этот музей в настоящее время насчитывает более 700 экспонатов, каждый из которых является шедевром по своему техническому исполнению. Модели ракет, самолетов, кораблей и автомобилей не только совершенны по своему внешнему виду, они еще являются действующими, например, модели самолетов могут не только взлетать, но еще как радиоуправляемые выполнять элементы высшего пилотажа. A модель крейсера «Аврора» до мельчайших деталей повторяет свою знаменитую тезку.
Этот музей по полноте и разнообразию экспонатов является единственным не только в Омской области, а, наверное, и во всем Западно-Сибирском регионе. Каждый год в день открытых дверей школьники Советского округа посещают этот уникальный музей, которому давно нужно придать статус городского.
С открытия Детского дома техники сменилось не одно поколение омских школьников. Сам клуб вырос в учреждение не просто государственного, а мирового уровня, о чем говорят многочисленные дипломы и кубки — регалии побед на союзных и международных выставках. Но дело даже не в победах и регалиях, а в детях, которых воспитал этот Дом техники, ставший для многих по-настоящему домом, куда хочется возвращаться, местом, где ребята получили, может быть, самое главное — стремление учиться и не сдаваться, творческое отношение к жизни.
Работают здесь люди увлеченные, влюбленные в свое дело. Многие сами были питомцами Дома техники. Вячеслав Петрович Исаков, который работает руководителем кружка с 1986 года, выпускник СибАДИ Александр Анатольевич Ишкевич и выпускник политехнического института, бывший ведущий инженер КБ завода «Полет» Александр Николаевич Рыбин, который принимал участие в создании и испытании образцов новой космической техники на космодроме «Байконур». Сейчас уходят в небо двухступенчатые модели ракеты его учеников, и, возможно, среди этих ребят есть будущие конструкторы российской ракетной техники. Ведь когда-то и их учитель тоже впервые переступил порог Дома техники, сделал свою первую модель.
Бывший кружковец Максим Тыртышный сам руководил кружком на областной станции юных техников. Виктор Корезин занимался здесь в авиамодельном кружке, а многие годы спустя в этом же авиамодельном кружке занимались два его сына.Теперь отец и сыновья делают самодельные самолеты и летают на них.
На сегодня в клубе работают авиамодельный,радиотехнический, автомодельный кружки, фотокружок, радиостанция и кружок прикладного искусства. Радиостанция имеет связь с Южным и Северным полюсами, авиаторы постоянно завоевывают дипломы на областных конкурсах, а ракетчики — сильнейшие в России. Тут есть чему удивиться. Например, модели подводных лодок, которые могут следовать точно намеченным курсом и всплывать строго по карте, действующие модели автомобилей, самолетов, точные копии шедевров русского деревянного зодчества в Кижах, веселые мягкие гусеницы (не танковые)… с программным управлением. «Одну такую гусеницу американцы так и не вернули», — сказал А.Н. Рыбин.
Этот уголок фантазии и творчества — кусочек того хорошего, что оставило нам в наследство наше недавнее советское прошлое. Но «грянули иные времена…» Раньше Дом техники состоял на балансе нефтекомбината и финансировался профкомом АО ОНПЗ, который до 1997 года платил зарплату десятерым сотрудникам клуба и содержал здание. («Хоть бы какие-то льготы по налогам, какие-то дотации на ремонт — ничего такого нет,
хотя учреждения культуры всегда были на дотации!» — сетует председатель профкома ОНПЗ Л.Д. Фролов).
С конца 1997 года дому пришлось потесниться и сдать в аренду часть помещения фирме «ОКТАН», которая помогала оплачивать коммунальные услуги. Заработную плату же продолжал платить профком АО ОНПЗ. И все шло своим чередом… пока не вмешался областной комитет по имуществу в лице фирмы «ТРАСТ» («траст» — по-английски означает доверие). Согласно договоренности, фирма «ОКТАН» должна перечислять деньги фирме «ТРАСТ», последняя же — погашать коммунальные платежи, оставляя себе 10% от перечисленных сумм. Но, по словам директора Дома техники С.С. Кадочникова и председателя профкома, ОНПЗ Л.Д. Фролова, фирма «ТРАСТ» почему-то не оплачивала коммунальные счета, оставляя себе все 100%. А деньги эти — из профсоюзных взносов рабочих ОНПЗ и детских взносов (по 10-15 руб. в месяц) за обучение в Доме техники. Более того, С.С.Кадочников и Л.Д.Фролов сообщили мне, что сотрудники фирмы «ТРАСТ» собрали даже подлинники документов на здание Дома техники, которое летом работники ДТ отремонтировали своими силами. Похоже, здание ДТ фирме «приглянулось».
Я позвонила в «ТРАСТ». Глава фирмы А.В. Никифоров вообще, оказывается, не в курсе проблемы, а главный бухгалтер фирмы Л.В. Максимова ответила, что ни о каком Доме техники они и слыхом не слыхивали (а как же с изъятыми ТРАСТОМ документами на здание? Было это или не было?). Мне посоветовали обратиться в комитет по управлению государственным имуществом Омской области, где ниточка и оборвалась…
В интересном положении оказался профком ОНПЗ. Там долго боролись за этот Дом Техники, но давили «снизу» председатели цеховых комитетов: «Дети наших работников там не занимаются — так почему мы должны содержать этот клуб на свои деньги?» Получив с другой стороны массу нареканий за просроченные коммунальные платежи, председатель профкома Л.Д. Фролов пишет письмо в областной комитет по народному образованию, чтобы передать Дом техники «туда, где ему надлежит быть» — в отдел образования. Но в городском бюджете Дом техники не был предусмотрен… В общем, из отдела образования ответа не последовало.
Содержание Дома техники обходится около 130 тысяч рублей в год. Для кого-то это великие деньги, а для нефтекомбината — приблизительно одна цистерна нефти. Ведь в конце концов речь идет об общегородском авторитете предприятия, о его отношении к собственной истории, к начинанию первого директора ОНПЗ Малунцева. Сколько стоит самоуважение?
Для Дома техники оставаться на хотя бы относительном попечении такого мощного и небедного предприятия, как ОНПЗ, было бы идеальным выходом. Ведь профком завода согласен и далее платить зарплату сотрудникам ДТ при условии финансирования содержания самого здания. Есть и другой выход — стать самостоятельным клубом, но такой статус получить сложно, да и опять же — финансовая проблема.
А сейчас, согласно статье 33 п. 1 КЗОТ работники ДТ попадают под сокращение, судьба же самого дома под большим вопросом.
Какова в целом ситуация с домами творчества в городе? Не бросили свои ДТ лишь эавод им. К.Маркса и завод им. Козицкого. «Конечно, в России есть и более сильные спонсоры, — грустно замечает С.С. Кадочников.- В Тольятти, например, АВТОВАЗ думает о будущем поколении конструкторов — там очень сильные традиции автомоделирования».
В целом же предприятия отказываются от домов техники, библиотек, стадионов. Экономика диктует свои жесткие условия. А что до культуры — так она в России вообще по остаточному принципу финансируется. Как сказал председатель профкома ОНПЗ Л.Д.Фролов: «В Омске нет такого человека, который болел бы за эти дела».
Но самая пострадавшая сторона — это дети. «Мальчишки ездят с разных концов города, — говорит руководитель авиакружка В.П. Исаков, — в мороз в 9 утра они уже здесь».
Так сложно что-то построить, создать. И так легко разрушить. А потом пространно и красиво рассуждать о бездуховности молодежи и бросать огромные средства на борьбу с наркоманией. Кстати, совершенно невыгодно оказать конкретную, адресную помощь, выгодно открывать абстрактные счета на благие цели, ведь конечную судьбу этих денег очень сложно проследить…