У военных комиссариатов розыск таких призывников — отдельное направление работы. Как она ведется, мы решили узнать на примере военного комиссариата Ленинского округа.
— После прошлого весеннего призыва у нас в округе числилось 115 уклонистов, сейчас — около 300, — рассказал нам начальник второго отделения подполковник Александр Шпаков. — Но это вовсе не значит, что все они — прорехи в армейских рядах. Когда мы находим ребят, оказывается, что многие из них имеют право на отсрочку от службы в армии или не могут пойти служить по состоянию здоровья. Но так как они вовремя не пришли в военный комиссариат, автоматически попадают в список разыскиваемых. В целом же могу отметить, что число уклонистов год от года снижается — сказывается то, что в нашем регионе военно-патриотическому воспитанию молодежи уделяется большое внимание.
Мероприятия по розыску уклонистов ведутся круглый год, но особенно активизируются во время призывных кампаний. Для совместных рейдов к военному комиссариату даже два сотрудника милиции приписаны — чтобы домочадцы призывников визитерам дверь открывали. Бывают и широкомасштабные мероприятия с участием службы участковых милиционеров, рейды по кафе, дискотекам и прочим любимым местам отдыха молодежи. Тогда в «зоне охвата» оказывается весь округ. Такие операции очень трудоемки: нужен автотранспорт, сотрудники, приходится подключать милицию, но зато и результат налицо. Например, на днях в военном комиссариате прошел рейд по Новой Московке. Военные совместно с милицией объехали тридцать адресов, по которым проживают молодые люди, подлежащие призыву. Шестерых визитеры застали дома и доставили в военный комиссариат. Оказалось, ребята годны к военной службе, и они уже получили направления в войска. Двое приписаны в спецназ, остальные — в военно-морские, сухопутные и военно-воздушные силы. Окончательный вердикт призывной комиссии «годен к военной службе» означает, что если призывник и дальше станет уклоняться от призыва, у военного комиссариата будет вполне реальный повод для обращения в прокуратуру.
— Проблема еще и в том, — продолжает Александр Шпаков, — что из всех уклонистов, которых нам удается разыскать, процентов 8-9 получают отсрочки либо на учебу, либо по семейным обстоятельствам, либо по состоянию здоровья. Получается, что мы зря тратим свои силы. А ведь призывник мог бы сам явиться в военный комиссариат и этим сберечь и свое, и наше время. Но почему-то нередко приходится сталкиваться с мнением, что мы забираем в армию всех подряд, даже больных. Это абсолютно не так! Призывная кампания ведется строго по закону, больной человек попасть в армию не сможет — три-четыре медицинские комиссии этого просто не допустят! Кстати, еще одну комиссию предстоит пройти уже в войсках, когда призывник доедет до места назначения. И даже если предположить, что мы отправили в армию больного человека, чтобы только выполнить план, то в армии в больном солдате не заинтересован никто! Командир просто отошлет его обратно, а у военного комиссариата, отправившего такого призывника, будут большие проблемы.
— К сожалению, среди уклонистов отношение к армии либо нейтральное (мол, заставят, так пойду), либо резко отрицательное, — рассказал нам участвовавший в последнем рейде сотрудник военного комиссариата Ленинского округа майор Сергей Ивлев. — Бывает негативное отношение и среди родителей призывников. «Он уехал в деревню к родственникам», «на заработки на Север»…- такие вот типичные отговорки. А призывник в это время дома на диване лежит…
Иногда в своем стремлении избежать встречи с представителями военных комиссариатов призывники доходят до курьезов. Были случаи, когда, увидев у порога человека в погонах, они сбегали из собственного дома через окно. Рассказывают, однажды призывник вежливо пропустил представителей военного комиссариата в подъезд, а вот дверь собственной квартиры захлопнул перед самым носом. К какой-либо ответственности молодого человека можно привлечь, если он уже побывал на призывной комиссии и был признан годным к военной службе или если ему лично в руки вручена повестка, а он не явился на призывную комиссию. По результатам прошлогоднего призыва по городу пятеро злостных уклонистов уже получили судимости. Еще десять ждут приговора. В целом за каждый призыв в армию, по словам военных, удается отправить 15-20 процентов от общего числа уклонистов. Но, как говорят военные, рано или поздно в армию попадают практически все годные к этому ребята. Списки уклонистов есть у каждого участкового, и при таком раскладе поди побегай до 27 лет! А еще без военного билета нельзя получить загранпаспорт, устроиться в солидную фирму, оформить квартиру и сделать еще множество по жизни важных дел. Так что с армией все-таки лучше дружить. Причем вовремя.