ПУЛЯ ДУРА, РУБЛЬ МОЛОДЕЦ

Около сорока омских милиционеров готовятся подать иск в суд на руководство УВД

Сто два дня провели в Чечне омские милиционеры из сводного отряда милиции СОМ-5, вернувшиеся домой в марте текущего года. Им приходилось обезвреживать террористов, вести проверки и досмотры на блок-постах, участвовать в зачистках населенных пунктов. Бойцы этого отряда 31 раз подвергались обстрелу. Служба шла круглосуточно, без выходных и праздничных дней. Жили милиционеры в палатках, а то и в землянках, очень часто сидели на сухом пайке, воду им доставляли недезинфицированную. По приезде в Омск большинство из них имели простудные или желудочно-кишечные заболевания. От плохой воды с примесью сероводорода почти у всех образовались трещины и язвы на губах. Словом, прогулкой этот кавказский «вояж» назвать было никак нельзя.

Однако по возвращении милиционерам «засчитали в службу» лишь 13 декабрьских и 21 январский день. Только эти дни им обещали оплатить по повышенным «чеченским» расценкам. Когда бойцы, обескураженные таким расчетом, обратились к начальству, их даже попытались пристыдить: мол, вам ли, парни, жаловаться, вы же не на передовой были. Начальник штаба СОМ-5 Андрей Махров говорит, что уже перед отправкой в Чечню шел разговор о том, что полагающиеся выплаты могут и не сделать. То есть «добровольцев» как бы изначально подготавливали к варианту службы на альтруистских началах. Возможно, поэтому до отправки людям никто толком не разъяснил, какие же компенсации, выплаты и льготы и в соответствии с какими документами им полагаются. Единственное, что знало большинство «чеченцев»: за каждые сутки обещают где-то рублей 850.

Известно, что в силовых системах существует особый уклад и только им присущая модель отношений между людьми. Сотрудник, подписавший рапорт о направлении в Чечню, вряд ли заберет его назад, если узнает, что денег за риск и непомерный труд может и не получить. Даже за относительно низкооплачиваемую работу (в Омске сержант, к примеру, получает в среднем около двух тысяч рублей) люди сегодня держатся. В самом деле, молодому мужчине, имеющему только армейско-милицейскую подготовку, «на гражданке» не так-то просто и такие деньги заработать. Кроме того, отказ от командировки чреват осложнениями со служебным продвижением…

Несмотря на это, добровольцы все же крепко надеялись, что командировка на Северный Кавказ будет оплачена. Большинство милиционеров патрульно-постовой службы — относительно молодые люди, имеющие маленьких ребятишек и живущие в общежитиях. Если они решились ехать на риск под пули, то, естественно, не за гражданские две тысячи рублей в месяц. Тем более что все знали: их предшественникам из СОМ-4 выплатили полным рублем за каждый день «горячей» командировки.

Сержанты и рядовые возмутились и решились на неожиданный для служивых поступок: обратились за помощью к юристам, которые начали готовить документы для судебного разбирательства. Благо, что совсем недавно, в апреле, в Центральном районном суде Новосибирска милиционеры аналогичный иск выиграли. Там тоже участникам сводного отряда милиции отказывались платить за все дни командировки. Теперь придется выдать все до копейки, причем из средств областного УВД.

Понятно, что неразбериха с боевыми — вина не облУВД, омского ли, новосибирского ли. Аналогичные конфликты происходят сегодня повсеместно. Кто-то наверху пытается экономить на молодых ребятах в погонах, рискующих жизнью и здоровьем в надежде заработать немножко рублей на жизнь.

Из Омска в Москву направлен запрос: на основании каких приказов «добровольцам» урезано финансирование. Более того — в Чечню отправлен представитель УВД Омской области для личного участия в разбирательстве по деньгам СОМ-5. Буквально на днях он должен вернуться домой. От привезенных им результатов будет зависеть, подадут ли в суд на областное УВД около сорока омских милиционеров.