Таковой на неделе стала распаковка шести картин в областном Музее изобразительных искусств имени Врубеля.
Событие это основательно отработали новостные программы практически всех местных телеканалов. Для нашего брата-журналиста было бы неплохо, если бы заветные полотна были отысканы в медвежьем углу после долгих поисков, полных опасностей и приключений. На крайний случай, если бы это было сделано по указанию одного из больших чиновников. Но картины попросту были свернуты на валы и за неимением места, по выражению директора музея, «были складированы так, как могут быть складированы дрова». Теперь, наконец, фонд современного искусства получил дополнительное помещение.
«Антенна-7»: «Новое — это хорошо забытое старое. Музей имени Врубеля представил неизвестные картины советских художников». Оказалось, что свету были явлены «сильное полотно Петра ВИЛЬЯМСА «Октябрьские дни», «Воодушевленные авроровцы» Анатолия ЛЕВИТИНА и неканонический «Ленин в красных тонах» в исполнении Виталия ТЮЛЕНЕВА». Вполне приличное состояние полотен привело директора музея в хорошее настроение, хотя картинам предстоит реставрация. «Однако, — уточнила корреспондент Елизавета СИЛЯВИНА, — Борис КОНИКОВ обмолвился, что пару полотен на революционную тему попытаются оформить к 2007 году — юбилею Великой Октябрьской социалистической революции». Надо полагать, к 90-летнему. Сразу захотелось посмотреть на календарь: какое, милые, у нас тысячелетье на дворе? Впрочем, явственная ирония в голосе госпожи СИЛЯВИНОЙ все же спасла сюжет от неминуемой кондовости.
Корпорация «ТелеОмск-АКМЭ»: «Запасники Музея имени Врубеля открывают свои тайны. После ремонта хранители смогли добраться до картин на валах. Сегодня они развернули и удивились». Можно предположить, что удивился и зритель, когда корреспондент Ольга ЮРЧЕНКО поведала на чистом глазу уже без всякой иронии: «Учитывая тематику произведений, они будут интересны к будущему юбилею революции в 2007 году». Вот вам и машина времени: закрыв глаза, можно было запросто представить себя вернувшимся эдак лет на тридцать назад.
ГТРК «Омск» (12 канал): «Искусствоведы и реставраторы надеялись увидеть сегодня шесть полотен, выполненных мастерами двадцатого века, и вот сюрприз: на одном из валов вместо трех оказалось четыре живописных работы. В Музее имени Врубеля рассказывают, что в документах эта картина ШУСТОВА числилась, но где именно она хранилась, не было известно несколько десятилетий». Злой зритель, пожалуй, подивился бы: «Интересно, что за бардак в уважаемом заведении?!». Однако добрый корреспондент ничему не удивлялся. «Это полотно Виктора УФИМЦЕВА. Только что с него сняли бумагу, и уже специалисты говорят, что в нем видны сибирские и омские мотивы. Виктор УФИМЦЕВ жил в нашем городе в 20-е годы: как раз тогда в Омске появилось много жителей из соседнего государства Казахстан», — бодро тараторила Светлана ВЕРЕТЕННИКОВА. Между тем глубокое сомнение вызвали не только осмысленность последней фразы, но и существование в 20-х годах прошлого века «государства Казахстан».
ГТРК «Иртыш»: «Соцреализм возвращается: картина, датированная 41~м годом прошлого века, была найдена в запасниках Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля. Известна только фамилия автора — ШУСТОВ. Он был членом Союза художников. История полотна неизвестна: оно даже не значилось в каталогах хранилища».
В общем, все удовольствия в одном флаконе: история, живопись, каталоги, а также пропавшие картины. То ли учтенные, то ли нет. Понятно, что художественную ценность полотен оценят профессионалы. Это их епархия. Но вот откуда, интересно, взялся давно забытый пафос революционного юбилея? Может, и впрямь «соцреализм возвращается».