ПОБЕДНОЕ ШЕСТВИЕ "ИСКУССТВА ДЛЯ БЕДНЫХ"

ПОБЕДНОЕ ШЕСТВИЕ «ИСКУССТВА ДЛЯ БЕДНЫХ»

США и Европе - настоящий бум лоскутного шитья, в Омске - настоящие звезды этого искусства

До недавних пор лоскутное шитье не считалось у нас искусством, хотя рукодельницы занимались им во многих российских домах по городам и весям. Мастерицы разрабатывали несложные композиции и сшивали из разных цветных лоскутков необычайно милые, незаменимые для домашнего уюта вещицы: лоскутные одеяла и покрывала, коврики и панно, газетницы и круги для стульев. В бабушкиных сундуках и сейчас нетрудно найти подобные образцы декоративного творчества, выполненные в технике фольклорных традиций. Когда в США и Европе этот вид декоративно-прикладного искусства вызвал бум, а затем и бурю споров о его происхождении, в нашей стране особых эмоций по данному поводу не проявлялось.

Искусствоведы США доказывали, что это их страна обязана происхождению лоскутного шитья, так как первые переселенцы из-за океана, износив запасы привезенной с собой одежды, шили из сохраненных обрывков ткани уникальные одеяния, подобные одеждам индейцев, сшитых из кусочков кожи. Основываясь на этой версии, Нью-Йорк объявил по всему миру о сборе лоскутных изделий для своего исторического музея.

В начале девяностых годов прошедшего столетия Москва, как и вся Европа, откликнулась на эту просьбу. В 1991 году заговорили о лоскутном шитье и в Омске, стали искать своих мастериц и оказалось, что таковых у нас… нет. Так и отрапортовали в центр, и тогда о сибирских умельцах никто не услышал…

Первыми взялись за возрождение лоскутного шитья в «царстве ситца» — Иваново. В те годы экономической неразберихи многие заводы и фабрики приостановили свою работу. Ивановские ткачихи, оставшись без дела и зарплаты, не растерялись — создали объединением без машин, вручную, начали производить уникальные красивые вещи. Сначала — для продажи, чтобы выжить, а потом, серьезно увлекшись этим творчеством, женщины уже не могли без него жить. С собранной коллекцией лучших коллективных работ ивановские швеи разъезжали по стране, пропагандируя лоскутное шитье, новые решения и находки в нем и, конечно же, свои труд и талант.

Ивановские одеяла, панно, коврики, выполненные в известной технике, прибыли в наш город и… потрясли его.

— Для нас работы ивановских мастериц были открытием, — рассказывает специалист Сибирского культурного центра Тамара Бугаенко. — Ивановцы работали, опираясь на американские исследования в этой области творчества, учась технике шитья по их книгам, трафаретам и методикам. У нас же лоскутным шитьем не занимались, оно даже считалось каким-то несерьезным делом — «изыском» бедных людей. «Мало ли на какую выдумку голь хитра? Разве это интересно?!» — думали поначалу в официальных кругах. А неофициальным было очень даже интересно.

В середине 90-х Омск впервые увидел выставку знаменитой художницы-модельера Тамары Сан-чес. Она привезла в Сибирь коллекции современной одежды с элементами традиционного народного костюма, выполненного в русском стиле. Автор коллекции смело использовала скромный ситец, соединяя в одном туалете несколько приемов лоскутного шитья. Эти народные приемы она собирала по всей России, в том числе кое-чему училась и у омских мастериц, специально приглашенных на ее показы. В дальнейшем модельер обещала провести учебный семинар для омичек, назначив конкретную дату. Но когда через год-другой дело дошло до организации запланированного семинара, оказалось, что мастер-класс маэстро моды Тамара Санчес в Омске показать не сможет. По той лишь причине, что гонорары художницы костюма поднялись до уровня гонораров примы нашей эстрады — Аллы Борисовны. Приму лоскутного дизайна приглашали в США, Францию, Германию… У Омска были связи с ней, но таких больших денег на гонорар звезде — увы…

И тогда к нам в город пригласили Ларису Денисову, ту самую, что создала для безработных ткачих и Иваново клуб «Лоскуток». Каждый ее семинар собирал уйму народа. Под уроки мастер-класса Денисовой и ее коллег задействовали Сибирский культурный центр, снимали в аренду залы в городских школах. На эти семинары шли преподаватели средних и художественных школ, училищ, техникумов, связанных с народными промыслами, художники-дизайнеры, домохозяйки, студенты, пенсионеры…

— Это было какое-то нашествие, — вспоминает Тамара Бугаенко. — И понятно, ведь Омск был «голодным» в этом плане. Нас знакомили не то что с найденными и раскрытыми в народе техниками лоскутного шитья, а даже с авторскими секретами, которые именитый дизайнер по костюму и народному творчеству никогда бы не раскрыл перед огромным количествам людей. Семинары дали толчок к тому, что в конце 1999 года подобный клуб «Лоскуток» создали и в нашем городе. Его руководителем стала омичка Вероника Максимова. А первыми членами клуба — преподаватели омских художественных школ Людмила Долгушина, Татьяна Татаурова, Ирина Борисова, Ольга Веселова. У каждой мастерицы нашлись свои ученики. Наши авторы художественных лоскутных работ не обучались по специальным методикам — вдохновение, идеи шли у омичек из глубины сердца, а секреты и новые техники брались из… прапрабабушкиных и бабушкиных сундуков. Мы не увлекались американскими технологиями, просто геометрией, просто наукой… У наших мастериц все это шло непосредственно от души, они создавали в своих работах настроение праздника.

Взрослый взгляд на лоскутное творчество омские художницы объединили с работами своих юных учеников. Детская искренность, наивность, «солнечность и восхищение окружающим миром вкупе с профессионализмом мастеров давали необычный эффект. Из-под их рук выходили уже произведения искусства — с композицией, сюжетом, подбором красок! Удивительно теплые, добрые и светлые.

Об омичах наконец-то заговорили. И заговорили с восторгом. В 2002 году девятилетняя дочь Вероники Максимовой — Анна — за панно «Звездное небо» получила первое место на международном конкурсе лоскутного шитья в Санкт-Петербурге. На всероссийских и международных конкурсах побывала коллективная работа омской народной (уже!) мастерской, клуба-студии «Лоскуток» — «Сибирь. Рождение легенды», рассказывающая о зимнем, снежном, святочном Омске. На сегодня омский «Лоскуток» уже имеет в коллекции несколько дипломов всероссийских и международных фестивалей лоскутного шитья. Второе место на втором международном фестивале омичам присуждено за серию коллективных работ: «Тарская церковь», «Ночь в городском саду», «Теремок»…

А недавно омичи участвовали в пятом всероссийском фестивале декоративного искусства «Лоскутная мозаика России». Фестиваль проходил по городам страны: Иваново — Владимир — Москва. Лучшие его работы в настоящие дни экспонируются в Омске, в здании Сибирского культурного центра. Среди многих работ здесь представлено панно «Аминь» из композиции «Слово», изготовленное петербургскими художницами квилт-клуба «Петербургский стиль», которое получило Гран-при фестиваля.

Спросите любого омича — родственника или знакомого, были ли в их роду женщины, занимающиеся лоскутным шитьем? И вам определенно ответят, что были. И покажут вещи, сохраненные с давних пор: салфетки, скатерти, рубахи, тряпочных кукол… Уж не старше ли мы американцев в данном ремесле, признанном в современные дни искусством? Так, может, есть у нас повод поспорить с Америкой?

На снимках: работы — участницы всероссийского фестиваля «Лоскутная мозаика России».