ДАНЬ ПАМЯТИ И СИМВОЛ НАДЕЖДЫ

ДАНЬ ПАМЯТИ И СИМВОЛ НАДЕЖДЫ

В прошедшую пятницу православная церковь отмечала святой праздник Крещения Господня

В этот день новый Христо-Рождественский собор не смог вместить в себя всех желающих, пришедших на крещенскую службу. Чтобы пройти в храм, люди подолгу стояли на крыльце. Многие пришли за освященной водой, которая в этот день имеет особую чудотворную силу. В крестильне нового храма был впервые проведен обряд таинства крещения. От всего происходящего создавалось впечатление, что новый храм, построенный к первому Рождеству третьего тысячелетия, в сердцах многих тысяч омичей был всегда.

Его появления ждали. Эта радость так же естественна и закономерна, как естественна потребность человека в вере. И многие в этот день говорили о том, что новый собор — это символ надежды на изменение нашей жизни к лучшему.

На пороге нового столетия принято подводить итоги века прошедшего. Для православия это был век тяжелых испытаний. В 1900 году епископ Омский и семипалатинский Григорий писал о том, как Омская епархия, как невеста цветами, украшается храмами. После 17-го года многое было вытоптано новой атеистической идеологией. Как и по всей стране, в Омской области церкви уничтожались и осквернялись. О необходимости возвращения людей к истинным ценностям многовековой культуры православия заговорили в конце 80-х годов.

В 89-м году нынешний губернатор области Леонид Полежаев поддержал просьбу епархии об отводе земли для строительства Ачаирского монастыря на том месте, где раньше находился лагерь для политзаключенных. В те времена это был очень смелый поступок. Несмотря на перемены в стране все еще культивировалась коммунистическая идеология. И за поддержку церкви тогда можно было поплатиться многим. У руководителей обкома этот поступок Полежаева вызвал недоумение. Но несмотря ни на что строительство монастыря началось. По большому счету, именно это стало точкой отсчета возрождения православных традиций на Омской земле. Монастырь стал центром этого возрождения.

После 91-го года храмы стали возвращать в ведение Омской и Тарской епархии, началась реконструкция старых церквей и возведение новых. Всего за прошедшие десять лет было создано около ста новых приходов. Посещение церкви для многих тысяч омичей стало частью культурной традиции. Свою оценку произошедшим изменениям в Омской области дал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:

— Я посещал Омск, Омскую епархию и видел, как возрождается церковная жизнь, возрождаются и чудом Божьим строятся храмы. Сегодня все больше людей находят дорогу к Богу, возвращаются к своим святыням и к своей отеческой вере. Мы желаем, чтобы омичи получали бы от этого духовные силы для своего жизненного пути, для того, чтобы общими усилиями созидать новую Россию в XXI веке.

Эти слова были сказаны уже после того, как в декабре 98-го года губернатор области Леонид Полежаев подписал постановление о закладке в 2000 году нового кафедрального собора на Левобережье. Как рассказывает Леонид Константинович, с точки зрения исторической справедливости было бы логичнее построить храм на площади Ленина, в том Meсте, где когда-то стоял Ильинский собор. Однако возведение храма рядом с памятником Ленину могло вызвать раскол в общественном мнении. А начинать строительство в атмосфере политического скандала было бы неправильно. Поэтому для нового собора было выбрано место на Левом берегу в районе многопрофильной больницы.

Так случилось, что строительство началось раньше намеченного. Первый камень был заложен 4 февраля 1999 года. Стройка продлилась менее двух лет. Естественно, что столь быстрое строительство было бы невозможно без помощи областной власти. Как говорят люди, ежедневно работающие рядом с губернатором, для него леса на строительной площадке храма не были просто стройкой, рядовой хозяйственной заботой.

В течение прошедших двух лет не раз можно было услышать о том, что средствам, затраченным на строительство, можно было найти другое применение. Дескать, церковь у нас отделена от государства, вот пусть и строит себе храмы, а власть должна решать более насущные проблемы. «Церковь строит себе». Чтобы понять, насколько не правы те, кто так считает, достаточно прийти в новый собор и посмотреть в глаза прихожан. Ведь каждый, кто приходит сюда, искренне верит и считает, что храм построен для всех и для него в частности.

Да, действительно, церковь у нас отделена от государства. Но возможно ли отделить государство от истории, культуры и духовности народа?! А ведь именно церковь является носителем национальных ценностей. В наши дни эти понятия наполняются особым смыслом.

За прошедшие десять лет была окончательно разрушена прежняя советская идеология. Сегодня для построения нового общества и возрождения России нужны объединяющие нацию идеалы. И все разговоры о том, что пора бы придумать новую идеологию, выглядят по меньшей мере смешными. Идеологию нельзя придумать и навязать. Она вызревает в национальном сознании. И в своем первозданном виде не окрашена в политические цвета. Как сказал по этому поводу Леонид Полежаев, не может быть какой-то принципиально новой идеологии, ведь национальная идея заложена в культуре, истории и вере народа. Нельзя заставить дерево расти корнями вверх. Точно так же нельзя вырвать корни национального сознания из исторической и культурной почвы. Это не удалось сделать даже за 70 лет коммунистического правления.

Поэтому сегодня одна из самых важных задач, стоящих перед властью, — создать условия для духовного возрождения, для возвращения к многовековым традициям российского народа. Чтобы у людей была возможность приходить к своим святыням, чтобы к истинным ценностям обращалось как можно больше молодых людей. Руководство области это хорошо понимает. Помощь, оказываемая областной администрацией для возрождения православия на Омской земле, тесно переплетается с культурными и социальными программами губернатора. По мнению Леонида Полежаева, строительство храма на рубеже веков глубоко символично. Это дань памяти всему, что пережила страна в XX веке и воплощение нашей надежды на возрождение России.