По словам главного фтизиатра областного министерства здравоохранения Анатолия Лысова, практически все взрослые омичи инфицированы палочкой Коха и являются ее постоянными носителями. Спровоцировать развитие заболевания может любой неблагоприятный фактор: плохое питание, хронический стресс, курение, алкоголизм…
На сегодняшний день на учете в противотуберкулезных учреждениях состоят более семи тысяч омичей, больных так называемым активным туберкулезом. Несмотря на то, что врачи проводят жесткий мониторинг каждого случая, количество людей с запущенными формами заболевания продолжает расти. Большей частью это связано с несвоевременностью профилактических осмотров. Восемьдесят процентов новоиспеченных пациентов фтизиатров давно не проходили флюорографическое обследование. «Несвоевременность выявления туберкулеза — это не медицинская, а социальная проблема, — утверждает министр здравоохранения Омской области Сергей Моисеенко. — Люди невнимательно относятся к своему здоровью». По статистике один бациллоноситель заражает микобактерией около 40 человек в год. Между тем федеральный закон, предусматривающий принудительное лечение туберкулезных больных, до сих пор не работает. «Мы будем пытаться решить этот вопрос на уровне Законодательного собрания», — пообещал министр.
Есть проблемы в области и с противоэпидемическими мероприятиями. После реструктуризации санитарной службы и ликвидации дезостанции дезинфекция в очагах туберкулеза практически не проводится. «Эта проблема целиком легла на плечи Минздрава, — посетовал министр. — Но сейчас на восстановление дезокамер в городе и области выделены средства. Определена и организация, которая займется дезинфекцией профессионально, — это предприятие «Профилактика».
В 2006 году Омскую область включили в программу Глобального фонда «Развитие стратегии лечения населения РФ, уязвимого к туберкулезу». Основная ее цель — акцент на малоимущие и маргинальные слои общества. Со следующего месяца специалисты фтизиатрической службы совместно с представителями Красного Креста начнут выдавать «социальным» больным белковые продуктовые наборы. Помимо этого проект предусматривает совершенствование мер инфекционного контроля и внедрение систем мониторинга туберкулеза на региональном уровне. В область поступят автомобильный транспорт, оргтехника, лекарственные средства, вентиляционное оборудование и бактерицидные лампы.
«Прежде всего нам необходимо создавать нормальные условия для работы фтизиатров», — считает министр. Не секрет, что, несмотря на существенные прибавки к зарплате, специалистов по борьбе с туберкулезом в области по-прежнему не хватает. Специфика работы отпугивает молодых специалистов. Только в этом году туберкулез подхватили 52 медработника. «Реорганизация противотуберкулезной службы уже началась, — говорит главный врач клинического противотуберкулезного диспансера Георгий Третьяков. — В ближайшее время мы намерены решить вопрос о строительстве жилья для фтизиатров. Только таким способом сегодня можно привлечь молодежь».
А пока кадры не укомплектованы, специалисты диспансера намерены лично выезжать во все районы области. Новые передвижные флюорографические установки, приобретенные за счет средств областного бюджета, уже отправились в рейды по отдаленным селам и деревням. В целом с их помощью должны обследовать около трехсот тысяч человек.
В планах фтизиатров — создание на территории города и области единой противотуберкулезной системы и строительство современного хирургического комплекса. Также медики надеются сохранить два детских сада для ребятишек с положительной реакцией Манту. «Весь комплекс мер позволит улучшить эпидситуацию по туберкулезу, — считает Георгий Третьяков. — Однако на серьезный динамический сдвиг мы пока не рассчитываем. Туберкулез быстро не лечится».