На улице еще пролетает снег и дует пронизывающий весенний ветер. А в этом водоеме плещутся настоящие африканские сомы. Опытные ихтиологи разводят руками — вырастить привередливых «иностранцев» в сибирских условиях невозможно. Но, на удивление всем, капризная рыба чувствует себя здесь как дома. Сомы не только пережили затяжные январские морозы, так еще и начали по весне метать икру!
Об удивительных способностях африканцев омич Виктор Гнусков прочитал лет пятнадцать назад в каком-то журнале. И тут же загорелся желанием найти рыбу-диковинку и привезти ее в наш город. Объездил все рыбоводческие хозяйства страны — сомов не было. На поиски африканцев ушло восемь лет. В конце концов заморское чудо обнаружили в Удмуртии. Бывший художник забросил мольберты, кисти и собрался в дорогу за новой мечтой.
Груженная живыми сомами будка ходила ходуном. Гаишники останавливали машину с необычным товаром на каждом посту, а по ночам пломбы на будке вскрывали любопытные дальнобойщики. Но сомы до Сибири все-таки доехали.
Однако теплая водичка из заброшенной скважины гостям не подошла: «африканцы» гибли один за другим непонятно почему. Оказалось, в термальном источнике слишком много щелочи. Но Виктор не сдался и во второй раз привез из Удмуртии уже не взрослую рыбу, а крошечных мальков. Через несколько дней малютки надулись, как мыльные пузыри, и всплыли на поверхность. Наглотавшись холодного воздуха, не смогли выдохнуть…
Лечил сомов как умел. В отчаянии проколол пузыри обычной иголкой — будь что будет! И они выжили. А потом… погибли во время урагана. В считанные минуты ветер превратил теплый водоем в снежную кашу…
Для того чтобы сегодняшнее поколение «африканцев» успешно прошло все периоды адаптации, рыбовод несколько лет подряд не спал по ночам. Караулил питомцев. «Результат того стоит», — считает Виктор. Теперь трехкилограммовые усатые ленивцы не боятся снега, дождя и щелочи. А особо «продвинутые» даже выползают на бережок — погреться на солнышке.
Правда, одна напасть все-таки есть. На «рыбалку» к скважине повадились бегать… норки из соседнего зверосовхоза. Одну воровку сторожа изловили и заперли в клетке. А на следующий день полакомиться сомами пришла другая «товарка».
Сами «африканцы» живой рыбкой тоже не брезгуют. Раньше приходилось Гнускову разоряться на минтая и карасей, потом перевел «иностранцев» на специальный сухой корм. Кстати, какое-то время назад сомы лопали за обе щеки колбасу, сосиски и сардельки. Но однажды дружно отказались от продукции местных мясопереработчи-ков. Долго недоумевал — в чем дело? Потом понял: в сое. Генетически модифицированный продукт привередливая рыба на дух не переносит.
На своих российских сородичей африканский сом, между прочим, абсолютно не похож. Сердце и другие жизненно важные органы находятся у этой рыбы прямо в голове. А помимо жабр у «африканца» имеются легкие. Поэтому несколько раз в час сом выныривает из воды, чтобы глотнуть свежего воздуха. После — опускается на дно, как подводная лодка. Без пищи и воды он способен прожить несколько дней, главное, чтобы температура не опускалась ниже+12 С.
Есть такая занимательная история. Однажды гостю из другого города настолько понравились экзотические рыбы, что он решил показать их живьем жене и детям. Сомов обернули мокрой тряпкой и уложили в полиэтиленовый пакет. На железнодорожном вокзале подвыпивший мужчина немного прикорнул. Проснулся от страшного крика: сомы вспороли пакет и расползлись по всему залу ожидания. Пассажиры «рыбачили» целый час, пока всех не переловили…
А спустя сутки этот же инцидент случился ночью, в купе. Слабонервных соседей пришлось отпаивать валерьянкой. Кстати, несмотря на нежнейшее мясо, сомы-путешественники так и не были съедены: дети не дали. Сначала выхаживали бедолаг в ванной, затем купили огромный аквариум. Живут до сих пор.
Появились африканские сомы и в квартирах некоторых омичей — любителей экзотической рыбалки. По той же причине. «Привез рыбу вечером, выпустил в ванну, а утром решил порадовать домашних вкусным завтраком, — рассказывает один рыболов. — Сын не позволил. Говорит — его зовут Федей и он теперь мой друг. Так что «дружим» уже несколько месяцев, а моемся в душе…».
К особенностям африканских сомов Виктор Гнусков давно привык. И даже научился в экстремальных условиях выращивать их «сибирское» потомство. Но эксперименты с «заморскими» рыбами заканчивать не собирается. Недавно привез африканскую теляпию. Пока золотые рыбки чувствуют себя прекрасно. И, между прочим, тоже собираются нереститься.