Первые в этом году в Омской области вспышки гриппа птиц были зарегистрированы на днях в деревне Максимовка Тюкалинского района (там погибли 86 кур) и в райцентре Полтавка, где анализ крови и биологических материалов одного из десяти павших цыплят подтвердил наличие у него вируса. Чуть раньше заболевание дало о себе знать в двух селах Новосибирской области. Омские руководители ответственных структур считают: ситуация под контролем, крупномасштабной эпидемии ждать не приходится.
Если в прошлом году приходилось уничтожать всех птиц в населенных пунктах, где было выявлено заболевание, то нынче ограничиваются вакцинацией и на крайние меры пойдут только в случае дальнейшего падежа птиц. Об этом сообщили на пресс-конференции первый заместитель председателя областного правительства Евгений Вдовин, начальник Главного управления МЧС по Омской области Владимир Гуржей и начальник Главного управления ветеринарии области Владимир Околелов.
Они также сказали, что и в прошлом году нам удалось пережить птичий грипп с гораздо меньшими потерями, чем в соседних регионах. Там заболевших птиц уничтожали сотнями тысяч, в Омской же области ограничились умерщвлением примерно 11 000 голов. В это году специальные отряды МЧС находятся в постоянной готовности, но руководители очень надеются, что к их помощи обращаться не придется — прививки вакцины, которой прежде не было, помогут. Всего по области запланировано привить полтора миллиона голов домашней птицы. Заболели же куры из населенных пунктов, не входящих в зоны риска, куда включены села, расположенные возле тысячи с лишним озер области.
Предполагают, что в Максимовку птичий грипп завез один из местных любителей охоты, подстреливший десятка четыре диких уток. Впрочем, окончательные выводы сделает следствие. Кстати, в отличие от прошлого года, компенсацию в случае умерщвления птиц с подворий обещают выплачивать только после тщательного разбирательства. Если хозяин виноват сам, то он не получит денег и может быть оштрафован или привлечен к уголовной ответственности.
Вообще же, по мнению специалистов, хоть особые меры осторожности и надо принимать, но бояться птичьего гриппа не стоит. Тем более, заражения им людей. В странах, где подобное происходило, совсем другие особенности национальной кухни. Так, в Юго-Восточной Азии принято есть кур полусырыми, да еще и кровью запивать. У нас же, пока существует опасность, туго придется разве что любителям яиц всмятку. Однако и яйца, и куры, и прочие птицы, приобретенные на официальных рынках и прошедшие ветеринарный контроль должны быть безопасны. Другое дело, продукция, которую продают с машин или на остановках — от нее тоже надо отказаться. Ну а с селянами местные администрации будут продолжать «разъяснительную работу», чтобы люди не выпускали водоплавающую птицу со своих подворий на озера, где запросто можно заразиться от диких уток.
Главное, конечно — не допустить распространение болезни на птицефабриках. В прошлом году, как известно, птичий грипп основательно подкосил поголовье такого предприятия в Морозовке. Там до сих пор не могут справиться с экономическими последствиями. С птицефабрики, принадлежащей федеральному Минсельхозу, снят статус племенной, и она вынуждена сейчас специализироваться на производстве яиц и мяса, что гораздо менее выгодно.